Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





БАЛЕТЫ

"Ж"


«ЖАННА Д'АРК» , балет в 3 актах 7 картинах (по мотивам драмы «Орлеанская дева» Ф. Шиллера). Комп. Н.И. Пейко, сцен. Б.В. Плетнев. 29.12.1957, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В.П. Бурмейстер, худ. В.Ф. Рындин, дирижёр В.А. Эдельман; Жанна — В.Т. Бовт, Э.Е. Власова, Лионель — М.Э. Лиепа, А.В. Чичинадзе, Командир английского отряда — А. А. Клейн, Карл VII — A.M. Соболь, Ю.Н. Кузнецов, Бертран — В.Е. Терентьев. 1962, т-р «Ванемуйне» (под назв. «Орлеанская дева»), балетм. И.А. Урбель. 1980, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (под назв. «Легенда о Жанне д'Арк»), балетм. К.М. Сергеев.
Сюжет основан на событиях французской истории 1-й пол. 15 в. Жанна д'Арк, крестьянка из деревни Домреми, во главе народного ополчения освобождает Орлеан от англ. завоевателей. Обвинённая духовником короля в измене и колдовстве, преданная малодушным и трусливым Карлом VII, Жанна попадает в плен к англичанам. Военачальник Лионель, влюблённый в Жанну, предлагает ей свободу ценой перехода на сторону врагов Франции. Жанна в гневе убивает его. Балет заканчивается казнью Жанны д'Арк на костре. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«ЖАР-ПТИЦА» , одноактный балет в 2 картинах. Комп. И.Ф. Стравинский. 1) Сцен, и балетм. М.М. Фокин. 25.6.1910, под назв. "L'Oiseau de feu" показан во время Русских сезонов, парижская Опера, худ. Л.С. Бакст (костюмы Жар-птицы и Царевны Ненаглядной красы) и А.Я. Головин (декорации и остальные костюмы), дирижёр Г. Пьерне; Жар-птица — Т.П. Карсавина, Иван-царевич — М.М. Фокин, Ненаглядная краса — В.П. Фокина, Кащей Бессмертный — А.Д. Булгаков. 1926, возобн.; новые декорации и костюмы Н.С. Гончаровой; Жар-птица — А.Д. Данилова, Иван-царевич — С. Лифарь, Ненаглядная краса — Л.П. Чернышёва.
На сов. сцене: 2.10.1921, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. Ф.В. Лопухов, худ. А.Я. Головин, дирижёр Э.А. Купер; Жар-птица — Е.М. Люком, Иван-царевич — Б.В. Шавров. 1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К.Ф. Боярский (по М.М. Фокину), худ. С.А. Соломко (декорации) и Т.Г. Бруни (костюмы), дирижёр С.А. Прохоров; Жар-птица — Л.Н. Сафронова, Иван-царевич — А.С. Хамзин, Марья Моревна — Н.С. Янанис, Кащей Бессмертный — Н.Н. Филипповский. 30.6.1964, Большой т-р, на сцене Кремлёвского Дворца съездов, Москва, балетм. С.К. Власов и Н.Р. Симачёв (по Фокину), худ. М.Н. Прокудина (по эскизам Головина), дирижёр М.Ф. Эрмлер; Жар-птица — М.М. Плисецкая, Иван-царевич — Н.Б. Фадеечев, Царевна Ненаглядная краса — Н.М. Таборко, Кащей Бессмертный — В.А. Левашов. За рубежом: 24.10. 1945, «Балле тиэтр», «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. А.Р. Больм, худ. М. Шагал; Жар-птица — Мария Толчиф, Иван-царевич — Ф. Монсион. 1954, парижская Опера, балетм. Лифарь, худ. Ж. Вакевич; Жар-птица — Н. Вырубова, Иван-царевич — Ю. Алгаров. 1954, «Сэдлерс-Уэллс балле», «Эмпайр тиэтр», Эдинбург, балетм. С.Л. Григорьев и Л.П. Чернышёва (по М.М. Фокину), худ. Н.С. Гончарова (по эскизам 1926); Жар-птица — М. Фонтейн, Иван-царевич — М. Сомс. 1964, Нем. гор. опера, Зап. Берлин, а также Штутгарт, балетм. Дж. Кранко. 1967, «Харкнесс балле», США, бадетм. Ж. Скибин. 1970, «Нью-Йорк сити балле», «Метрополитен-опера», балетм. Дж. Баланчин совм. с Дж. Роббинсом, худ. М. Шагал (по эскизам 1945); Жар-птица — Г. Керкленд, Иван-царевич — Ж. д'Амбуаз.
Иван-царевич в погоне за Жар-птицей проникает в зачарованный сад Кащея, где встречает царевну Ненаглядную красу, пленённую старым волшебником. С помощью пера Жар-птицы Иван-царевич разрушает злые чары Кащеева царства. Торжествует любовь героя и прекрасной царевны.
2) На музыку оркестровой сюиты Стравинского. Сцен. и балетм. М. Бежар, партию Жар-птицы исполняет танцовщик. 31.10.1970, парижская Опера, в помещении Дворца спорта, Париж; Жар-птица — М. Денар. 1970, Балет XX века, в помещении Королевского цирка, Брюссель, балетм. Бежар; Жар-птица — П. Бортолуцци.


«ЖЕНЩИНЫ В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ» («Les Femmes de Bonne humeur»), одноактный балет на сюжет комедии К. Гольдони на муз. Д. Скарлатти в аранжировке В. Томмазини, сцен, и балетм. Л.Ф. Мясин. 12.4.1917, Русский балет Дягилева, Рим, худ. Л.С. Бакст; Мариучча — Л.В. Лопухова, Сильвестра — Дж. Чеккетти, Констанца — Л.П. Чернышёва, Маркиз ли Лука — Э. Чеккетти, Батиста — С. Идзиковский, Леонардо — Мясин. 1962, возобн., Королевский балет Великобритании, балетм. тот же.


«ЖИЗЕЛЬ», «Жизель, или Вилисы» («Giselle ou les Wilis»), балет в 2 актах. Комп. А. Адан, сцен. Т. Готье, Ж. Сен-Жорж и Ж. Коралли. 28.6.1841, Королевская академия музыки, Париж, балетм. Ж. Коралли и Ж. Перро, худ. П. Сисери (декорации) и П. Лормье (костюмы); Жизель — К. Гризи, Альберт — Л. Петипа, Мирта — А. Дюмилатр. Балет ставился также в Великобритании и Австрии (1842), Италии (1843, с муз. Байетти в Ла Скала), США (1846), Дании (1862) и др. странах.
В России: 18.12.1842, Большой т-р, Петерб., балетм. А. Титюс, худ. А.А. Роллер (декорации) и Матье (костюмы); Жизель — Е.И. Андреянова (позднее Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Н.К. Богданова, Е.О. Вазем и др.), Альберт — И.Н. Никитин. 5.2.1884, новая ред. М.И. Петипа; Жизель — М.Н. Горшенкова; 12.4.1887, возобн.; Жизель — Э. Бессоне. 25.11.1843, Большой т-р, Москва, балетм. П.И. Дидье (по Перро); Жизель — Е.И. Андреянова (позднее Е.А. Санковская, И. Матиас, Л.Н. Гейтен и др.). 30.9.1907, новая пост., балетм. А.А. Горский, дирижёр А.Ф. Аренде; Жизель — В.А. Коралли. 1910, Русские сезоны за границей, балетм. М. Петипа (возобн. М.М. Фокин), худ.А.Н. Бенуа; Жизель — Т.П. Карсавина, Альберт — В.Ф. Нижинский.
На советской сцене: 27.6.1918, Большой т-р (на сцене сада «Аквариум»), балетм. А.А. Горский, худ. И.С. Федотов; Жизель — М.Р. Рейзен, Альберт—Л.Л. Новиков. 9.1.1922, Большой т-р, Москва, балетм. Горский, худ. Ф.Ф. Федоровский. 20.3.1934, Большой т-р, балетм. М.И. Петипа (возобн. A.M. Монахов), худ. P.P. Макаров, дирижёр Ю.Ф. Файер; Жизель — Н.Б. Подгорецкая, Альберт — М.М. Габович. 30.8.1944, там же, балетм. Л.М. Лавровский (по Ж. Коралли, Ж. Перро и М.И. Петипа), худ. Б.И. Волков, дирижёр Ю.Ф. Файер; Жизель — Г.С. Уланова, Альберт — А.Н. Ермолаев. 6.2.1955, возобн., балетм. Л.М. Лавровский, худ. Б.И. Волков, дирижёр Ю.Ф. Файер; Жизель — Г.С. Уланова, позднее Н.И. Бессмертнова, Е.С. Максимова, Альберт — Ю.Т. Жданов, Мирта — М.М. Плисецкая. 13.3.1932, Ленингр. т-р оперы и балета, возобн. А.Я. Ваганова (по М.И. Петипа), худ. М.И. Бочаров, дирижёр Е.А. Дубовской; Жизель — Г.С. Уланова, Альберт — В.М. Чабукиани. 1941, там же, возобн. В.И. Пономарёв. 1978, там же, возобн. И.А. Колпакова и О.М. Виноградов. 1973, Малый оперный т-р, возобн. Н.А. Долгушин (по Ж. Коралли, Ж. Перро и М.И. Петипа), худ. М.С. Щеглов, дирижёр Ю.Б. Богданов; Жизель — Т.И. Фесенко, Альберт — Н.А. Долгушин. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Казань (1941, А.В. Шатин; 1969, Н.Г. Конюс), Вильнюс (1956, В.В. Гривицкас), Таллин (1956, Н.И. Трегубов; 1959, В.Х. Пяри), Рига (1956, Е.Я. Чанга), Новосибирск (1957, М.Л. Сатуновский), Харьков (1964, М.Л. Сатуновский), Одесса (1957, С.А. Павлов и З.А. Васильева), Куйбышев (1958, Н.В. Данилова), Душанбе (1958, Н.Г. Конюс), Фрунзе (1959, К. Мадемилова; 1970, К. Тер-Степанова), Горький (1959, Л.А. Серебровская; 1968, Ю.И. Плахт), Киев (1959, К.М. Сергеев), Пермь (1959, Н.А. Фёдорова), Ашхабад (1956, К. Джапаров), Саратов (1960, Н.А. Фёдорова), Челябинск (1960, С.М. Тулубьева и О.М. Дадишкилиани), Ереван (1960, М.М. Мнацаканян), Баку (1961, Г.Г. Алмасзаде и Н.А. Фёдорова), Свердловск (1963, Е.Ф. Дорофеев), Тбилиси (1942, В.М. Чабукиани), Минск (1966, 1968, Н.А. Фёдорова), Сыктывкар (1973, Л.А. Бор-дзиловская), Таллин (1975, X. Пуур, А. Шелест, Р. Вагабов, А. Лейс), Днепропетровск (1976, К. Тер-Степанова), Йошкар-Ола (В. Тимофеев), Улан-Удэ (1978, П.А. Гусев).
За рубежом. Франция: парижская Опера (1924; 1938, С. Лифарь; 1963, М. Декомбе), Страсбур (1978, П. Лакот). Великобритания: Лондон, труппа СП. Дягилева (1911), труппа Анны Павловой (1913), Общество Камарго (1932, Н.Г. Сергеев), «Вик-Уэллс балле» (1934, сохраняется в репертуаре). США: гастроли Павловой и Мордкина (1910), «Мордкин балле» (1937), «Балле рюс де Монте-Карло» (1938), сохраняется в репертуаре мн. трупп. Германия: Берлин, Романтический балет (1922, Б. Романов). ФРГ: Бонн (1953, Б. Пилато), Штутгарт (1955, Р. Майер; 1966, П. Райт), Мюнхен (1956, А. Картер), Ганновер (1961, Р. Адама). Швеция: Королевский балет (1953, М. Скипинг). Австрия: Вена (1955, Дж. Хамилтон). Куба: Нац. балет (1956, А. Алонсо). Венгрия: Будапешт (1958, Л.М. Лавровский). Польша: Варшава (1960, К.М. Сергеев, Н.М. Дудинская). Китай: Пекин (1960, П.А. Гусев). Чили: Муниципальный балет (1961, М. Дейл). Румыния: Бухарест (1965, В. Марку). Япония: Токио (1966, О.Тарасова). Швейцария: Цюрих (1971, Н. Березов). Идёт во мн. др. странах. Среди др. выдающихся исполнительниц партии Жизели также: А.П. Павлова, О.А. Спесивцева, А. Маркова, М. Фонтейн, И. Шовире, Л. Дейде, А. Алонсо, К. Фраччи, Г. Тесмар.
В основе сюжета — легенда о мстительных «вилисах», душах девушек, умерших до свадьбы. Крестьянская девушка Жизель погибает, будучи не в силах пережить обман своего возлюбленного графа Альберта, скрывшего от неё свой титул и предстоящий брак с Батильдой. Став одной из вилис, Жизель силой своей чистой любви спасает от неминуемой гибели Альберта, пришедшего ночью на её могилу. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.






А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010