Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





БАЛЕТЫ

"П"


«ПАВАНА МАВРА» («The Moor's Pavane»), одноактный балет (по мотивам трагедии У. Шекспира «Отелло») на муз. Г. Пёрселла в аранжировке С. Садова. 17.8.1949, Танцевальная труппа Хосе Лимона, на фестивале амер. балета в Коннектикутском колледже, Нью-Лондон, балетм. X. Лимон, худ. П. Лоренс (костюмы); Мавр — Лимон, Жена мавра — Б. Джонс, Друг — Л. Ховинг, Жена друга — П. Конер. Пост. также труппами; Королевский датский балет (1971), «Сити сентер Джофри балле», Нью-Йорк (1973). Показан в СССР труппами Лимона и Королевского дат. балета (1973) и «Сити сентер Джофри балле» (1974).


«ПАВИЛЬОН АРМИДЫ» , одноактный балет-пантомима в 3 картинах (по новелле «Омфала» Готье). Комп. Н.Н. Черепнин, сцен. А.Н. Бенуа. 15.4.1907, 2-я картина — «Оживлённый гобелен», выпускной спектакль Петерб. театр, уч-ща на сцене Мариинского т-ра, балетм. М.М. Фокин. Полностью — 25.11.1907, Мариинский т-р, балетм. Фокин, худ. А.Н. Бенуа, дирижёр Р.Е. Дриго; Мадлен и Армида — А.П. Павлова (позднее Т.П. Карсавина, О.И. Преображенская, Л.Н. Егорова и др.), Виконт де Божанси и Ринальдо — П.А. Гердт (позднее Фокин), Маркиз и царь Гидрао — Н.А. Солянников, Раб Армиды — В.Ф. Нижинский. 19.5.1909, Русские сезоны за границей, т-р «Шатле», Париж, балетм. Фокин, худ. А.Н. Бенуа, дирижёр Н.Н. Черепнин; Мадлен и Армида — В.А. Каралли, Виконт де Божанси — М.М. Мордкин, Раб Армиды — В.Ф. Нижинский.
На сов. сцене: 6.5.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, балетм. Ф.В. Лопухов и А.И. Чекрыгин (по Фокину), худ. А.Н. Бенуа, дирижёр В.А. Дранишников; Мадлен и Армида — Е.П. Гердт, Виконт де Божанси и Ринальдо — М.А. Дудко, Маркиз и царь Гидрао — Н.А. Солянников. Виконт Рене де Божанси, застигнутый грозой по пути к своей невесте, находит ночной приют в «Павильоне Армиды», принадлежащем старому Маркизу. В полночь оживают фигуры старинного гобелена; Рене подпадает под чары волшебницы Армиды. Пробудившись, он забывает о своей невесте. В руках у него шарф, подаренный Армидой.


«ПАГАНИНИ» , одноактный балет в 3 картинах на муз. С.В. Рахманинова («Рапсодия на тему Паганини» для фп. с орк.), сцен. Рахманинов и М.М. Фокин. 30.6.1939, «Орижиналь балле рюс», т-р «Ковент-Гарден», Лондон; балетм. Фокин, худ. С.Ю. Судейкин, дирижёр А. Дорати; Паганини — Д. Ростов, Флорентийская красавица — Т.М. Рябушинская, Божественный гений — И.М. Баронова, Ложь — А. Григорьева, Сплетня — Ю. Лазовский и Альберто Алонсо. В СССР: 7.4.1960, сцен, и балетм. Л.М. Лавровский, Большой т-р, Москва, дирижёр Е.Ф. Светланов, худ. В.Ф. Рындин; Паганини — Я.Д. Сех, Муза — М.В. Кондратьева. 1978, возобн., там же.


«ПА-ДЕ-КАТР» («Pas de quatre»), одноактный балет-дивертисмент. Комп. Ч. Пуньи, балетм. Ж. Перро. 12.7.1845, т-р «Хэр маджестис», Лондон; исполнительницы — М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито, Л. Гран (в 1847 — К. Розати). 1846, возобн. Тальони (как вставной номер в балете «Своенравная жена» Адана), «Ла Скала»; исполнительницы — Тальони, С. Фуоко, К. Галетти (позднее — Розати), К. Венте. 1936, «Маркова—Долин балле», Манчестер, оркестровка Л. Лейтона, возобн. К. Лестера; исполнительницы — М. Лейк, Д. Гулд, К. Крофтон, П. Хаймен.
Пост. труппами: «Балле тиэтр» (1946, исполнительницы — Алисия Алонсо, Н. Кей, Б. Фоллис, Л. Чейз); Королевский балет, Лондон (1946), «Бостон балле», парижская Опера, Королевский датский балет, Нидерл. нац. балет, Королевский виннипегский балет, Большой канадский балет, Нац. балет Вашингтона. 1941, «Балле тиэтр», Нью-Йорк, возобн. А. Долина; исполнительницы — Н. Голнер, Н. Строганова, Алонсо, К. Сергава. Пост. труппами: «Балле рюс де Монте-Карло», Нью-Йорк (1948, исполнительницы — М. Славенская, А. Маркова, Н. Красовская, А. Данилова), «Американ балле тиэтр» (1946, исполнительницы—Маркова, Кей, Фоллис, Л. Чейз), Оперный т-р, Бонн (1957, балетм. Долин и М. Люипар), «Лондон фестивал балле» (1961, исполнительницы — Маркова, Н. Рябушинская, П. Хинтон, Н. Россана), «Сити сентер», Нью-Йорк (1972, исполнительницы — К. Фраччи, Э. д'Антуоно, В. Верди, П. Мак-Брайд), Венг. оперный т-р, Будапешт (1974). 1966, под назв. «Гран па де катр», Нац. балет Кубы, возобн. Алисии Алонсо (по Долину и Лестеру); исполнительницы — М. Пла, А. Бош, Л. Араухо, М. Мартинес (показан в СССР в 1964, 1972 и 1979). Пост. также труппой «Пенсильвания балле», Филадельфия (1971).
В СССР: 1966, Т-р им. Кирова, возобн. по Долину; исполнительницы — Г.Т. Комлева, Н.Д. Большакова, Н.С. Груздева, А.И. Сизова. 1978, там же, возобн., исполнительницы — И.А. Колпакова, Сизова, В.М. Ганибалова, О.Д. Искандерова.


«ПАПОРОТНИК, ИЛИ НОЧЬ НА ИВАНА КУПАЛА» , балет в 3 актах 5 картинах. Комп. Ю.Г. Гербер, сцен. С.П. Соколов и К.С. Шидловский. 27.12.1867, Большой т-р, балетм. Соколов, худ. П.А. Исаков, Ф.-Х. Шеньян, И.Е. Куканов, Ф.К. Вальц (машины), дирижёр П.Н. Лузин; Гений папоротникА — А.И. Собещанская, Степан — С.П. Соколов, Надя — А.В. Егорова, русская пляска — О.Н. Николаева и A.M. Кондратьев, Царица русалок — П.М. Карпакова. 1893, Большой т-р, 2-й акт возобн. К.А. Щербаковым (по Соколову); Гений папоротника — М.Н. Горохова, Степан — Н.Ф. Манохин, Царица русалок — Е.Н. Калмыкова.


«ПАРАД» («Parade»), одноактный балет. Комп. Э. Сати, сцен. Ж. Кокто. 18.5.1917, Русский балет Дягилева, т-р «Шатле», Париж, балетм. Л.Ф. Мясин, худ. П. Пикассо, дирижёр Э. Ансерме; Китайский фокусник — Мясин, Акробаты — Л.В. Лопухова и Н. Зверев, Маленькая американка — Г. Шабельская, Менеджер в вечернем костюме — Л. Вуйциковский, Менеджер из Нью-Йорка — М. Статкевич, Менеджер верхом — М. Уманский. Возобн. труппами: Балет XX века, Брюссель (1964), «Сити сентер Джофри балле», Нью-Йорк (1973; показан в СССР в 1974), «Лондон фестивал балле» (1974). Др. пост, (в скобках фамилии балетмейстеров): Дармштадт (1929, К. Экштайн), Кёльн (1929, Л. Гальперн).
Бродячие артисты дают представление на городской площади. Однако ни зазывания менеджеров, ни трюки китайского фокусника, ни выступления акробатов не привлекают внимания публики; актёрами постепенно овладевают глубокое уныние и усталость.


«ПАРИЖСКИЙ РЫНОК» , одноактный балет. Комп. Ч. Пуньи, сцен, и балетм. М.И. Петипа. 23.4.1859, Большой т-р, Петербург; Лизетта — М.С. Петипа, Симон — Петипа, маркиз Мегреле — Т.А. Стуколкин, Жоржета — А.А. Рюхина. 1895, возобн., Мариинский т-р; Лизетта — М.К. Андерсон, Симон — С.С. Литавкин, маркиз Мегреле — Э. Чеккетти, Жоржета — Е.А. Кускова. 3.1.1868, Большой т-р, Москва, балетм. Петипа, худ. П.А. Исаков, дирижёр П.Н. Лузин; Лизетта — П.М. Карпакова. За рубежом: 29.5.1861, под назв. «Рынок невинных» («Le marche des innocents»), парижская Опера, балетм. М. и Л. Петипа, худ. Ш.А. Камбон, Ж. Тьерри (декорации) и А. Альбер (костюмы); Лизетта — М.С. Петипа, Симон — Л. Мерант.


«ПАРИЖСКОЕ ВЕСЕЛЬЕ» («Gafte parisien-пе»), одноактные балеты на муз. Ж. Оффенбаха (в обр. М. Розенталя), 1) Сцен. Э. де Бомон. 5.4.1938, «Балле рюс де Монте-Карло» (Р. Блюма), Монте-Карло, балетм. Л.Ф. Мясин, худ. де Бомон; Продавщица перчаток — Н. Тараканова (затем А.Д. Данилова), Цветочница — Э. Деларова, Львица — Ж. Лоре, Перуанец — Мясин, Барон — Ф. Франклин, Офицер — И. Юшкевич. Пост. также: Королевский шведский балет, Стокгольм (1956), «Американ балле тиэтр» (1970), «Лондон фестивал балле» (1973). Экранизирован в 1941. 2) 1978, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар; исполнители — X. Донн, Р. Пулворде, Б. Пи, В. Ульяте, М. ван Хуке.


«ПАХИТА» («Paquita»), балет в 2 актах 3 картинах. Комп. Э.М. Дельдевез, сцен. П. Фуше и Ж. Мазилье. 1.4.1846, парижская Опера, балетм. Мазилье, худ. Р. Филастр, Ш. Камбон, П. Дьетерль, Т.Ж. Сешан и Э. Деплешен; Пахита — К. Гризи, Люсьен — Л. Петипа.
В России: 26.9.1847, в 3 актах (в инструментовке К.Н. Лядова), Большой т-р, Петербург, балетм. М.И. Петипа и П.Ф. Малавернь (Фредерик), худ. Г.Г. Вагнер и Журдель; Пахита — Е.И. Андреянова (позднее К. Гризи, Р. Гиро, А.И. Прихунова), Люсьен — Петипа. 23.11.1848, Большой т-р, Москва (добавлен галоп на муз. К.Н. Лядова), балетм. М.И. Петипа, худ. И. Браун, Ф.Ф. Серков, Ф.И. Шеньян, дирижёр Д.П. Карасёв; Пахита — Е.И. Андреянова (позднее Ирка Матиас, Е.А. Санковская, П.П. Лебедева), Люсьен — Петипа. 5.10.1866, возобн., там же, в 2 актах, балетм. П.Ф. Малавернь (Фредерик), дирижёр П.Н. Лузин; Пахита — А. Горохова. 27.12.1881, Мариинский т-р, Петербург (добавлены танцы на муз. Л.Ф. Минкуса — детская мазурка, па-де-труа, гран па), балетм. Петипа, худ. Г. Вагнер, Ф.Е. Егоров, А.Р. Лупанов (декорации), Шарлемань (костюмы); Пахита — Е.О. Вазем (позднее М.Н. Горшенкова, В. Цукки, П. Поллини, М.Ф. Кшесинская, К. Замбелли, О.И. Преображенская, А.П. Павлова, Ю.Н. Седова, Т.П. Карсавина, Е.А. Смирнова, О.А. Спесивцева), Люсьен — П.А. Гердт. 29.1.1889, Большой т-р, Москва (перенос петерб. пост.), балетм. А.Н. Богданов, декорации сборные, дирижёр С.Я. Рябов; Пахита — М.Н. Горшенкова, Люсьен — Н.Ф. Манохин.
На советской сцене под назв. «Пахита» возобн. «Гран па» из 3-го действия (на муз. Л.Ф. Минкуса, пост. М.И. Петипа, 1881): 1957, Ленингр. Малый т-р, балетм. К.Ф. Боярский. 1975, там же, новая ред., балетм. Н.А. Долгушин. 1978, Т-р им. Кирова, балетм. П.А. Гусев, Л.М. Тюнтина, Г.П. Конищев. 1972, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. П.А. Гусев. В др. городах СССР: Вильнюс (1972, Э. Букайтис, 1978, В. Браздилис), Пермь (1972, Л.Б. Климова), Горький (1976, В. Чернуха), Чебоксары (1976, М. Сайдалиева), Воронеж (1978, А. Кунаева), Ташкент (1978, Ю. Плахт).


«ПЕР ГЮНТ» , балет в 3 актах на муз. Э. Грига к драме Г. Ибсена. Сцен. и балетм. Н.И. Трегубов. 1940, Т-р им. Франко. 2.11.1955, там же, балетм. тот же, худ. В. Борисовец, дирижёр Я.А. Вощак; Пер Гюнт — О.С. Поспелов, Ингрид — М. Белова, Сольвейг — Л. Орловская, Анитра — В. Ильинская, Озе — Е. Цветникова, Доврская дева — Л. Ковч.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Вильнюс (1956, В.В. Гривицкас), Тарту (1959, И.А. Урбель), Одесса (1959, Трегубов), Казань (1961, Трегубов и Шулейкин), Пермь (1962, Есаулова), Свердловск (1962, Е.Ф. Дорофеев), Горький (1964, Л.А. Серебровская), Челябинск (1964, Л.В. Воскресенская), Минск (1966, О.М. Дадишкилиани), Воронеж (1967, К.А. Муллер), Рига (1966, А.Я. Лемберг), Душанбе (1966, Серебровская), Саратов (1966, В.Ф. Наваева), Ашхабад (1968, Гривицкас), Улан-Удэ (1970, А.Г. Батубаева), Каунас (1974, А.И. Кондратавичюс).
За рубежом: 30.10.1956, Балет Базеля, сцен. Э. Вигелев, балетм. В. Орликовский, худ. Л. Ботас (декорации) и С. Шрёк (костюмы); исполнители — Д. Кристенсен, М. Парницкий, X. Зоммеркамп, Г. Деге. 1963, «Фестивал балле», Монте-Карло, балетм. тот же, худ. Э. Делани и И. Ллойд. 1972, «Крамер-балеттен», Стокгольм, балетм. X. Томашевский. 1974, Дрезден, балетм. Г. Буш.


«ПЕРИ» («La Peri»), балет в 2 актах. Комп. Ф. Бургмюллер, сцен. Т. Готье и Ж. Коралли. 17.7.1843, парижская Опера, балетм. Коралли, худ. Ш. Сешан, П. Дитерле, Р. Филастр, Ш. Камбон (декорации), П. Лормье и д'Оршвиллер (костюмы); Пери—Лейла — К. Гризи, Ахмет — Л. Петипа, Султан — Рагэн, Осман — Коралли. В России: 20.1.1844, Большой т-р, Петербург, балетм. Фредерик (по Коралли); Пери—Лейла — Е.И. Андреянова (позднее А.И. Яковлева, М.Н. Муравьёва). 14.11.1844, Большой т-р, Москва, балетм. Фредерик (по Коралли), худ. Ф. Серков, Ф.И. Шеньян (декорации) и Вуато (костюмы), дирижёр А.С. . Гурьянов; Пери—Лейла — Е.И. Андреянова (позднее Е.А. Санковская, И. Матиас, М.Н. Муравьёва, О.Н. Николаева), Ахмет — Т. Герино, Султан — Н.А. Пешков, Осман — Фредерик (Малавернь). 1898, возобн., там же (1-й акт); Пери — А.А. Джури.


«ПЕРСЕФОНА» («Persephone»), мимодрама в 3 сценах, текст А. Жида. Комп. И.Ф. Стравинский. 30.4.1934, труппа И.Л. Рубинштейн, парижская Опера, балетм. К. Иосс, худ. А. Барсак; Персефона — Рубинштейн. Пост. также: Дюссельдорф, Зальцбург (оба—1955), Эссен (1965). Др. пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): Палермо (1956, Ж. Шарра), Лондон (1961, Ф. Аштон), Санта-Фе, США (1961, Т. Эндрю, реж. В. Зорина).
Властитель подземного царства теней Плутон (Аид) похитил прекрасную Персефону, дочь богини плодородия и земледелия Деметры. Безутешная Деметра отправилась на поиски дочери; замерла жизнь на земле. По велению Зевса Персефона, сопровождаемая Меркурием, возвращается на землю. Но каждую треть года она должна проводить в скорбном царстве Плутона, и на это время снова засыхает земля, увядает всё живое, природа погружается в зимнее оцепенение.


«ПЕСНЬ СОЛОВЬЯ» («Le Chant du Rossignol»), одноактный балет (по сказке Х.К. Андерсена «Соловей»). Комп. и сцен. И.Ф. Стравинский (на муз. из его оперы «Соловей»). 2.2.1920, Русский балет Дягилева, парижская Опера, балетм. Л.Ф. Мясин, худ. А. Матисс; Соловей — Т.П. Карсавина, Механический соловей — С. Идзиковский; Смерть — Л. Соколова, Император — С.Л. Григорьев. 1925, та же труппа, т-р «Гете лирик», Париж, балетм. Дж. Баланчин; Соловей — А. Маркова, Смерть — Соколова, Император — Григорьев.


«ПЕТРУШКА» , балет (потешные сцены) в 4 картинах. Комп. И.Ф. Стравинский, сцен. Стравинский и А.Н. Бенуа. 13.6.1911, Русский балет Дягилева, т-р «Шатле», Париж, балетм. М.М. Фокин, худ. Бенуа, дирижёр П. Монте; Петрушка — В.Ф. Нижинский, Балерина — Т.П. Карсавина, Арап — А.А. Орлов, Фокусник — Э. Чеккетти. 1919, «Метрополитен-опера», балетм. А.Р. Больм. 1940, «Орижиналь балле рюс», Нью-Йорк; Петрушка — Ю. Лазовский, Балерина — Т. Туманова, Арап — А. Алонсо, Фокусник — М. Ладре. 1942, «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк; Петрушка — Ю. Лазовский, Балерина — И. Баронова. 1926, Оперный т-р, Ганновер, балетм. И. Георги; Петрушка — X. Кройцберг. 1930, Оперный т-р в Эссене, балетм. К. Иосс. 1932, т-р «Колон», Буэнос-Айрес, балетм. Б.Ф. Нижинская. 1936, труппа «Балет Монте-Карло», балетм. М.М. Фокин. 1946, Гор. опера, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская (1965, там же, балетм. Г. Кретке). 1950, «Лондон фестивал балле»; Петрушка — А. Долин. 1957, Королевский балет, «Ковент-Гарден», балетм. С.Л. Григорьев и Л.П. Чернышёва; Петрушка — А. Грант, Балерина — М. Фонтейн, Арап — П. Клегг. 1966, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер. 1976, парижская Опера, балетм. С. Головин (по Фокину и Нижинской); Петрушка — Головин, Балерина — Н. Понтуа, Мавр — Ш. Жюд, Фокусник — С. Перетти. 1977, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар, худ. Ж. Рустан и Р. Бернар; Юноша — В.В. Васильев (затем X. Донн), Девушка — Р. Пулворде, Друг — Б. Пи, Волшебник — Ж. Леклер.
На сов. сцене: 20.11.1920, Петроградский т-р оперы и балета, балетм. Л.С. Леонтьев (по Фокину), дирижёр Э.А. Купер, худ. А.Н. Бенуа; Петрушка — Л.С. Леонтьев, Балерина — Е.М. Люком, Арап — В.И. Вайнонен. 1921, Большой т-р, Москва, балетм. В.А. Рябцев (по Фокину), дирижёр Н.С. Голованов, худ. А.Н. Бенуа; Петрушка — В.В. Смольцов, Балерина — Е.В. Гельцер, Арап — В.И. Рябцев. 1961, Ленингр. Малый т-р, балетм. К.Ф. Боярский (по Фокину), худ. В.М. Купер и Э.Я. Лещинский (по Бенуа), дирижёр С.А. Прохоров; Петрушка — Э.П. Гиоев, Балерина — М.П. Мазун, Арап — А.Г. Мирецкий. 1964, Большой т-р, на сцене КДС, балетм. К.Ф. Боярский (по Фокину), худ. В.К. Клементьев и М.Н. Прокудина (по Бенуа), дирижёр Е.Ф. Светланов; Петрушка — В.В. Васильев, Балерина — Е.С.Максимова, Арап — Э.Х. Кашани, Фокусник — Э.Г. Володин.
Масленичное гулянье на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Куклы Петрушка, Арап и Балерина, оживлённые магией Фокусника, разыгрывают свою драму любви и ревности. Толпа равнодушна к страданиям Петрушки (наиболее «очеловеченного» из персонажей), даже когда он погибает от удара сабли разъярённого Арапа. В финале герой обнаруживает свою двойственную, «непознаваемую» природу: тень убитого Петрушки появляется над театриком и грозит Фокуснику.


«ПЕТЯ И ВОЛК» («Peter and the Wolf», «Peter und der Wolf»), одноактный балет на муз. одноим. симф. сказки С.С. Прокофьева. 13.1.1940, «Балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. А.Р. Больм, худ. Л. Баллард; Петя — Ю. Лоринг, Волк — У. Доллар, Птичка — В. Эссен, Утка — К. Конрад, Кот — Н. Строганова. 1940, «Балле Рамбер», Кембридж, балетм. Ф. Стафф, худ. Г. Шеппард; Петя — X. Эшли, Волк — Л. Керсли. 1949, «Ла Скала», Милан, балетм. М. Вальман, худ. Н. Бенуа.
Среди др. пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): Бранденбург (1952, Э. Хеннинг), Висмар (1953, Э. Хупперс), Зап. Берлин (1954, Г. Бланк), Ческе-Будеёвице (1961, И. Гошалек), Банска-Бистрица (1962, Г. Махова), Гёрлиц (1963, И. Заге-Шнайдер), Брюссель (1966, П. Бельда), Галле (1967, X. Хае), Йоханнесбург (1969, Стафф), Манчестер (1969, Стафф), Нью-Йорк (1969, Ж. д'Амбуаз), Бостон (1973, С. Киркьян).
В СССР: 21.1.1959, Большой т-р, сцен, и балетм. А.А. Варламов, худ. В.В. Клементьев, дирижёр Г.Г. Жемчужин; Петя — П.М. Андрианов, Волк — В.А. Левашёв, Птичка — Т.Н. Тучнина, Утка — А.К. Чинкина, Кот — Ю.Н. Гербер. В др. городах (в скобках фамилии балетм.): Фрунзе (1961, Б.К. Завьялов), Душанбе (1963, Завьялов).


«ПИГМАЛИОН» («Pygmalion»), балеты на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. 1) «Пигмалион», балет-пантомима. 14.2.1734, т-р «Дру-ри-Лейн», Лондон, балетм. и исполнительница партии Галатеи—М. Салле.
2) «Пигмалион», дивертисментные балетные акты (к опере «Триумф искусств» Ла Барра). Комп. Ж.Ф. Рамо. 27.8.1748, Королевская академия музыки, Париж, балетм. Ж.Б. Лани.
3) «Пигмалион». Комп. Стейнбок. 1776, Вена, балетм. Г. Анджолини. 1881, там же, балетм. К. Телле. 1784, Лондон, балетм. Ж. Доберваль. 1947, там же, балетм. В. Гзовский. 4) «Пигмалион». Комп. Ф.Ш. Лефевр. 1800, Париж, балетм. Л.Ж. Милон. 1835, Берлин, балетм. Т. Эльслер. 5) 1957, Брюссель, балетм. Ж.Ж. Эчевери.
В России: Петербург — 1) «Пигмалион, или Ожившая статуя», одноактный балет. Комп. И. Старцер. 1763, сцен, и балетм. Ф. Хильфердинг.
2) «Пигмалион», одноактный балет. 1799, балетм. И.И. Вальберх.
3) «Кипрская статуя, или Пигмалион», в 4 актах 6 картинах, с апофеозом. Комп. и сцен. Ю.И. Трубецкой. 1883, балетм. М.И. Петипа, худ. М.И. Бочаров, М.А. Шишков, Г.Г. Вагнер (декорации) и П. Григорьев (костюмы); Галатея — Е.П. Соколова (позднее А.Х. Иогансон).
Москва, Большой т-р — 1) «Пигмалион», одноактный балет. 1803, балетм. и сцен. Дж. Соломони.
2) «Пигмалион», одноактный балет в 2 картинах на сб. муз. разл. композиторов. 1863, сцен. и балетм. К. Блазис, худ. И.И. Шангин, Ф.И. Шеньян, дирижёр П.Н. Лузин; Пигмалион — С.П. Соколов, Галатея — М.К. Дюшен.
3) «Пигмалион», в 4 актах 6 картинах. Комп. и сцен. Ю.И. Трубецкой. 1888, балетм. А.Н. Богданов, худ. М.И. Бочаров, М.А. Шишков, дирижёр С.Я. Рябов; Пигмалион — В.Ф. Гельцер, Галатея — К. Брианца, Озис — Н.Ф. Манохин, Венера — Е.Н. Калмыкова. 1891, возобн., балетм. И. Мендес, худ. К.Ф. Вальц; Пигмалион — В.Ф. Гельцер, Галатея — Э. Бессоне (позднее Л.Н. Гейтен, Л.А. Рославлева).


«ПЛАМЯ ПАРИЖА» («Триумф республики»), балет в 4 актах 7 картинах (по мотивам хроники Ф. Гра «Марсельцы»). Комп. Б.В. Асафьев (использовал муз. эпохи Великой франц. революции), сцен. В.В. Дмитриев и Н.Д. Волков. 7.11.1932, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В.И. Вайнонен, реж. С.Э. Радлов, худ. Дмитриев, дирижёр В.А. Дранишников; Жанна — О.Г. Иордан, Мирейль де Пуатье — Н.М. Дудинская, Тереза — Н.А. Анисимова, Жером — В.М. Чабукиани (затем П.А. Гусев), Мистраль — К.М. Сергеев. 1936, там же, балетм. тот же, худ. В.В. Дмитриев и В.И. Доррер, дирижёр Е.А. Дубовской; Жанна — Ф.И. Балабина, Филипп — Н.А. Зубковский. 1950, там же, новая ред. в 4 актах 5 картинах, балетм. и худ. те же. 6.7.1933, Большой т-р, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев, дирижёр Ю.Ф. Файер; Филипп — В.М. Чабукиани (затем А.Н. Ермолаев), Жанна — А.И. Абрамова, Диана Мирейль — М.Т. Семёнова, Тереза — Н.А. Капустина (затем В.Ф. Галецкая), Жером — А.Н. Ермолаев. 1947, там же, возобн.; Жанна — О.В. Лепешинская, Филипп — Ермолаев, Диана Мирейль — С.Н. Головкина. 1960, там же, возобн. постановки Вайнонена балетм.-репетиторами Л.А. Поспехиным и Т.П. Никитиной, худ. и дирижёр те же; Жанна — О.В. Лепешинская, Филипп — Г.К. Фарманянц, Дианна — Р.С. Стручкова, Тереза — С.Н. Звягина.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Свердловск (1950, Г.И. Давиташвили), Харьков (1954, И.К. Ковтунов), Пермь (1954, Т.Е. Рамонова), Новосибирск (1971, Ю.Я. Дружинин).
За рубежом: Будапешт (1950, Вайнонен), Братислава (1952, В. Ремар), Кошице (1952, М. Кура), Лейпциг (1953, Л. Грубер), Прага (1956, Л. Огоун), Брно (1956, И. Нермут).
Судьбы главных героев — Жанны и Пьера, детей марсельского крестьянина Гаспара, — сплетены с событиями Великой французской революции. Нравственному ничтожеству Людовика и его окружения противопоставлены образы людей из народа и благородных героев — актёров Мистраля и Мирейль де Пуатье, помогающих восставшим разоблачить заговор аристократов. Жанна и Пьер участвуют в штурме королевского дворца. Народ торжествует победу на площадях Парижа под звуки революционных песен. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«ПОДПОРУЧИК КИЖЕ» , одноактный балет (по одноим. повести Ю.Н. Тынянова) на муз. С.С. Прокофьева. Сцен. А. Вейцлер, А.А. Лапаури, А. Мишарин и О.Г. Тарасова. 10.2.1963, Большой т-р, балетм. Тарасова и Лапаури, худ. Б.А. Мессерер, дирижёр A.M. Жюрайтис; Фрейлина — Р.С. Стручкова, Перо — Л.И. Богомолова, Император Павел — Г. Бовт. 1977, возобн. там же. Пост. также в др. городах СССР: Казань (1964), Киев (1964), Одесса (1967).
Нелепая описка военного писаря порождает несуществующего подпоручика Киже; отныне его существование закреплено подписью Павла I. Мифический Киже должен нести службу во дворце, он получает чины и звания, становится главнокомандующим, даже женится на очаровательной Фрейлине и, наконец, погибает смертью храбрых на поле боя. Сам Павел приходит проститься с Киже, но ... гроб пуст. Страшные образы мертвящих приказов, за которыми нет человеческих лиц, обступают императора; он падает замертво.


«ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА» («L'Apres-midi d'un faune», «Afternoon of a Faun»), одноактные балеты на муз. «Прелюдии к “Послеполуденному отдыху фавна”» (по стихотворению С. Малларме) К. Дебюсси. 1) Сцен. С.П. Дягилев (по др. сведениям — В.Ф. Нижинский). 9.4.1912, Русский балет Дягилева, т-р «Шатле», Париж, балетм. Нижинский, худ. Л.С. Бакст, дирижёр П. Монте; Фавн — Нижинский, Нимфа — Л. Нелидова.
2) 1922, Московский камерный балет, балетм. К.Я. Голейзовский, худ. Б.Р. Эрдман; Фавн — Л. Оболенский, Нимфа Уалента — A.M. Адамович. 3) 1935, парижская Опера, балетм. и исполнитель роли Фавна С. Лифарь. 4) 14.5.1953, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Роббинс; исполнители — Т. Леклерк и Ф. Монсион. 5) 1967, «Комише опер», Берлин, балетм. Т. Шиллинг. Пост. также труппами: Балет США (1958, фестиваль в Сполето), Королевский балет, Лондон (1971), парижская Опера (1974; показан в СССР в 1977). 5) 1964, Балет-Прага, балетм. Л. Огоун (показан в СССР в 1965).


«ПОЦЕЛУЙ ФЕИ» («Le Baiser de la Fee»), одноактный балет в 4 сценах (на сюжет сказки Х.К. Андерсена «Ледяница»). Комп. и сцен. И.Ф. Стравинский (использованы мелодии П.И. Чайковского). 27.11.1928, труппа И.Л. Рубинштейн, парижская Опера, балетм. Б.Ф. Нижинская, худ. А.Н. Бенуа; Фея — Рубинштейн, Юноша — А.И. Вильтзак, Невеста — Л.Ф. Шоллар. 1933, т-р «Колон», Буэнос-Айрес. 1935, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. Ф. Аштон. 1937, «Американ балле», Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин. 1940, «Балле рюс де Монте-Карло», балетмейстер тот же, Нью-Йорк. 1950, «Нью-Йорк сити балле», балетмейстер тот же. 1948, парижская Опера. 1960, Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан. 1965, Оперный т-р Дюссельдорфа, балетм. Э. Вальтер. 1968, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. Хайнд. 1972, оперный т-р Франкфурта-на-Майне, балетм. Дж. Ноймайер.
В СССР: 1970, выпускной спектакль Ленингр. хореографич уч-ща, балетм. Г.Д Алексидзе. 1971, т-р «Эстония», Таллин, балетм. Э. Суве.
В снежную бурю крестьяне находят младенца, потерянного матерью, и воспитывают его. Проходит 20 лет. Во время своей свадьбы с дочерью мельника Юноша встречает прекрасную и злую Фею, принявшую облик цыганки. Это она своим поцелуем спасла его во время снежной вьюги. С тех пор Юноша принадлежит ей — Фея уводит его вдаль от жизни и людей, в царство вечных снегов.


«ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ В ДЖЕНЦАНО» («Blomsterfesten i Genzano»), одноактный балет. Комп. Э. Хельстед и Х.С. Паулли, сцен. и балетм. Август Бурнонвиль. 19.12.1858, Королевский дат. балет, Копенгаген; Роза — Дж. Прайс и др. Сохраняется в репертуаре т-ра. Па-де-де из балета исполняется и за пределами Дании, в т. ч. и в СССР.


«ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ» («Les presages»), балет в 4 частях на муз. 5-й симфонии П.И. Чайковского, сцен. и балетм. Л.Ф. Мясин. 13.4.1933, «Балле рюс де Монте-Карло» (де Базиля), Монте-Карло, худ. А. Массой; Страсть — И. Баронова, Легкомыслие — Т. Рябушинская, Действие — Н. Вершинина, Судьба — Л. Вуйциковский, Герой — Д. Лишин.


«ПРЕКРАСНЫЙ ДУНАЙ» («Le Beau Danube»), одноактный балет на муз. И. Штрауса в обработке Р. Дезормьера, сцен. и балетм. Л.Ф. Мясин. 17.5.1924, «Парижские вечера» Э. де Бомона, «Театр де ла сигаль», Париж, художники В. и Е. Полунины по К. Гюи (декорации) и де Бомон (костюмы); Гусар — Мясин, Уличная танцовщица — Л.В. Лопухова. 15.4.1933, «Балле рюс де Монте-Карло» (де Базиля); Гусар — Мясин, Уличная танцовщица — А.Д. Данилова, Девушка — Т. Рябушинская, Модистка — И. Баронова, Король дэнди — Д. Лишин. 1938, «Балле рюс де Монте-Карло», т-р «Друри-Лейн», Лондон, новые декорации и костюмы де Бомона. Балет входит в репертуар мн. трупп (Королевский датский балет, «Лондон фестивал балле», «Сити сентер Джофри балле» и др.).
На празднике в Венском городском саду молодой Гусар встречает Девушку и Уличную танцовщицу—свою бывшую возлюбленную. Возникшую между соперницами ссору с трудом удаётся уладить; балет заканчивается общим весёлым танцем.


«ПРЕЛЮДЫ» («Les preludes»), одноактный балет на муз. Ф. Листа, сцен. и балетм. М.М. Фокин. 1913, труппа Анны Павловой, Берлин; в гл. партии А.П. Павлова. 31.3.1913, Мариинский т-р, балетм. тот же, худ. Б.И. Анисфельд, дирижёр Р.Е. Дриго; исполнители — Т.П. Карсавина и Фокин.


«ПРИВАЛ КАВАЛЕРИИ» , одноактный балет. Комп. И.И. Армсгеймер, сцен. М.И. Петипа. 21.1.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Петипа, худ. Г. Левот (декорации) и Е.П. Пономарёв (костюмы), дирижёр Р.Е. Дриго; Тереза — П. Леньяни (позднее О.И. Преображенская, М.Ф. Кшесинская, В.А. Трефилова, Ю.Н. Седова, Л.Г. Кякшт и др.), Пьер — П.А. Гердт, Мария — М.М. Петипа, Уланский корнет — С.Г. Легат, Гусарский ротмистр — А.Ф. Бекефи, Гусарский полковник — С.И. Лукьянов, Уланский офицер — И.Ф. Кшесинский (26 апреля 1896 этот спектакль показан в Москве в Большом т-ре). 15.11.1898, Большой т-р, Москва, новая пост., балетм. И.Н. Хлюстин, декорации сборные, дирижёр С.Я. Рябов; Тереза — Е.В. Гельцер, Мария — Е.А. Шарпантье, Пьер — В.Д. Тихомиров, Гусарский полковник — В.Ф. Гельцер, Гусарский ротмистр — И.Н. Хлюстин.
На сов. сцене: 25.1.1919, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. А.В. Ширяев (по М.И. Петипа), дирижёр Дриго; Тереза — Е.М. Люком, Мария — Е.В. Лопухова, Пьер — Л.С. Леонтьев. 1968, ленингр. ансамбль Камерный балет. 1975, Ленингр. Малый т-р, худ. Г.П. Сотников (декорации) и Т.К. Ратнер (костюмы), дирижёр Ю.Б. Богданов; Мария — Е.Г. Алканова, Тереза — Н.С. Янанис, Пётр — А.П. Евдокимов, Полковник — Е.Г. Мясищев, Ротмистр—А.А. Носков, Корнет — В.Г. Печерский. 1978, Новосибирск. 1979, Пермь, Тбилиси. Везде балетм. П.А. Гусев восстановил балет Петипа.


«ПРИЗРАК РОЗЫ» , «Видение розы» («Le spectre de la rose»), одноактный балет (по стихотворению Т. Готье «Я — призрак розы, которую ты вчера носила на балу») на муз. концертной пьесы К.М. Вебера «Приглашение к танцу» (оркестровка Г. Берлиоза), сцен. Ж.Л. Водуайе. 19.4.1911, труппа Русский балет Дягилева, Русские сезоны, т-р Монте-Карло, балетм. М.М. Фокин, худ. Л.С. Бакст, дирижёр Н.Н. Черепнин; Девушка — Т.П. Карсавина, Призрак розы — В.Ф. Нижинский.
На сов. сцене: 3.6.1967, Большой т-р, Москва, балетм. М.Э. Лиепа (по М.М. Фокину), худ. А.В. Рындина, дирижёр A.M. Жюрайтис; Девушка — Н.И. Бессмертнова, Призрак розы — М.Э. Лиепа. 1978, Концертный ансамбль Московский классич. балет, балетм. тот же. 13.12.1967, под назв. «Приглашение к танцу», Вильнюсский т-р, балетм. Б.Ю. Келбаускас, худ. Р. Сокчолайте, дирижёр X. Поташинскас; Девушка — Т.М. Свентицкайте, Видение розы — Э.Б. Кунавичюс. За рубежом пост. труппой Национальный балет Кубы (по Фокину); спектакль показан во время гастролей в Москве (1964).
Молодая девушка, возвратясь с бала, засыпает в кресле. Цветок розы — воспоминание о проведённом вечере — выпадает из её рук. Дух розы, явившийся ей в грёзах, увлекает девушку в стремительном вальсе. С последними тактами танца видение исчезает, девушка просыпается.
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФЛИКА И ФЛОКА» («Flick und Flock Abenteuer»), балет в 3 актах 6 картинах. Комп. П.Л. Гертель, сцен, и балетм. П. Тальони. 20.9.1858, Королевская опера, Берлин. Пост. также: Милан (1862), Вена (1868), Неаполь (1873). В России: 1891, Большой т-р, Москва (с добавлением муз. Р. Маренко и др.), балетм. X. Мендес; Лидия — Л.Н. Гейтен, Флик — Н.Ф. Манохин, Флок—И.Н. Хлюстин.


«ПРИНЦ ПАГОД» («The Prince of the Pagodas»), балет-феерия в 3 актах. Комп. Б. Бриттен, сцен. и балетм. Дж. Кранко. 1.1.1957, Королевский балет, «Ковент-Гарден», Лондон, худ. Дж. Пайпер (декорации) и Д. Хили (костюмы); Прекрасная Колючка — Дж. Фаррон, Прекрасная Роза — С. Березова, Принц-Саламандра — Д. Блэр, Император — Л. Эдуарде. 1958, Баварская гос. опера, Мюнхен, балетм. А. Картер. 1960, Штутгартский балет, балетм. Кранко. 1961, Базельская опера, балетм. В. Орликовский. 1967, Венская гос. опера, балетм. тот же, и др. На сов. сцене: 30.12.1972, под назв. «Зачарованный принц», Т-р им. Кирова, Ленинград; по сценарию Кранко, в редакции О.М. Виноградова, балетм. Виноградов, худ. Г.П. Сотников и Т.К. Ратнер, дирижёр Д.Э. Далгат; Прекрасная Роза — А.И. Сизова, Император — А.В. Гридин и др.


«ПРОМЕТЕЙ» , балеты на сюжет древнег-реч. мифа. 1) Под назв. «Творения Прометея, или Власть музыки и танца». Комп. Л. Бетховен. 2) В 2 частях, Комп. Э.А. Аристакесян, сцен. и балетм. Е.Я. Чанга. 18.3.1967, Т-р им. Спендиарова, худ. А.Н. Шакарян, дирижёр A.M. Восканян; Прометей — В.Ш. Галстян, Климена — Дж.А. Калантарян, Орлица — Л.В. Семанова, Эвменида — С.А. Минасян, Власть — В.Г. Ханамирян, Сила — Ф.М. Еланян, Гефест — В.А. Борисов, Изменник — А.С. Микаелян. 1969, Бытом (ПНР), балетм. Э. Корицкий, худ. Т. Григлевский, дирижёр Я.М. Восканян. 3) Комп. М. Оана. 1956, труппа М. Мишковича, фестиваль в Лионе, балетм. М. Бежар, худ. Б. Дейде. 1963, 2-я ред., Балет XX века, фестиваль в Баальбеке, балетм. и худ. Бежар.


«ПУЛЬЧИНЕЛЛА» («Pulcinella»), одноактный балет с пением на муз. Дж. Перголези в аранжировке И.Ф. Стравинского (по мотивам старинной итал. сказки «Четыре полишинеля»), сцен. Л.Ф. Мясин. 15.5.1920, Русский балет Дягилева, парижская Опера, балетм. Мясин, дирижёр Э. Ансерме, худ. П. Пикассо; Пульчинелла — Мясин, Пимпинелла — Т.П. Карсавина, Прюденца — Л.П. Чернышёва, Розетта — В.Н. Немчинова, Флориндо — Н.Н. Зверев, Кавиелло — С. Идзиковский, Доктор — Э. Чеккетти.
В др. городах (в скобках фамилии балетмейстеров): Берлин (1925, М. Терпис); Ганновер (1926, И. Георги); Загреб (1927, М. Фроман); Буэнос-Айрес (1928, Б.Г. Романов); Эссен (1932, К. Йосс); Аугсбург (1933, А. Миллош); Лондон (1935, Л. Вуйциковский); Вупперталь (1955, Э. Вальтер); Льеж (1957, М. Бежар); Кёльн (1961, А. Миллош); Нью-Йорк (1972, Дж. Баланчин и Дж. Роббинс) и др.
На сов. сцене: 16.5.1926, сцен. Ф.В. Лопухов, Т-р оперы и балета, Ленинград, балетм. Лопухов, худ. В.В. Дмитриев, дирижёр А.В. Гаук; Пульчинелла — Б.Н. Комаров, Л.С. Леонтьев, Смеральдина — Е.П. Гердт, Панталоне — И.Ф. Кшесинский, Капитан — Н.А. Солянников, Доктор — П.М. Бакланов, Турок — О.М. Берг. 1976, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. М.З. Агатова. 1978, «Хореографические миниатюры», балетм. Г.Д. Алексидзе.
Действие происходит в Неаполе в нач. 18 в. Весёлый выдумщик, скрипач Пульчинелла из-за назойливого преследования влюблённых в него девушек — Прюденцы и Розетты, а также их ревнивых кавалеров Флориндо и Кавиелло, теряет расположение прекрасной Пимпинеллы. Лишь с помощью своего друга Фурбо он выпутывается из сложной ситуации. Счастливому примирению Пульчинеллы и Пимпинеллы способствуют отцы девушек (Доктор и Тарталья), к-рые соглашаются на их брак с Флориндо и Кавиелло.






А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010