Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





БАЛЕТЫ

"Т"


«ТАЛИСМАН» , фантастич. балет в 4 актах 7 картинах с прологом и эпилогом. Комп. и дирижёр Р.Е. Дриго, сцен. К.А. Тарновский и М.И. Петипа. 25.1.1889, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Петипа, худ. Г. Левот, И.П. Андреев, М.И. Бочаров, М.А. Шишков (декорации) и Е.П. Пономарёв (костюмы); Элла — Э. Корнальба (позднее В.А. Никитина). 22.10.1895, возобн., там же (Элла — П. Леньяни). 29.11.1909, там же, музыка в новой авторской оркестровке, балетм. Петипа, возобн. Н.Г. Легат, худ. O.K. Аллегри (декорации) и А.К. Шервашидзе (костюмы), дирижёр Дриго; Нирити — О.И. Преображенская (позднее М.Ф. Кшесинская, Е.А. Смирнова и др.), Акдар — П.А. Гердт, Нуредцин — Н.Г. Легат. 5.5.1926, в 3 актах, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, балетм. В.И. Пономарёв, А.В. Ширяев (по Петипа), дирижёр М.П. Карпов; Бог ветра — А.Н. Ермолаев.
Юная Нирити, дочь повелительницы небесных духов Амравати, спустилась на Землю в сопровождении бога ветра Вайю с условием, что не поддастся земным искушениям — иначе она навсегда утратит бессмертие. Молодой магараджа Нуредцин, пленённый её красотой, сохраняет оброненную Нирити звезду — талисман, подаренный Амравати. Нирити предстаёт ему в видениях как царица цветов. Нуреддин отказывается от предстоящей свадьбы с царской дочерью Дамаянти. Любовь юноши покоряет сердце Нирити, она решает навсегда остаться на Земле и выпускает из рук звезду, возвращённую ей Нуреддином. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«ТАРАС БУЛЬБА» , балет в 3 актах (по повести Н.В. Гоголя). Комп. В.П. Соловьёв-Седой, сцен. С.С. Каплан. 12.12.1940, Т-р им. Кирова, балетм. Ф.В. Лопухов, реж. И.К. Ковтунов, худ. В.Ф. Рындин, дирижёр Е.А. Дубовской; Тарас Бульба — М.А. Дудко, Остап — С.Г. Корень, Андрий — В.М. Чабукиани; Панночка — Н.М. Дудинская, Оксана — А.Я. Шелест. 26.3.1941, Большой т-р, новая ред., в 3 актах, оркестровка Д.Р. Рогаль-Левицкого, сцен. и балетм. Р.В. Захаров, худ. А.Г. Петрицкий, дирижёр Ю.Ф. Файер; Тарас Бульба — Л.А. Лащилин, Остап — К.М. Сергеев, Андрий — М.М. Габович, Панночка — М.Т. Семёнова, Оксана — О.В. Лепешинская. 23.6.1955, Т-р им. Кирова, новая ред., в 4 актах 10 картинах, балетм. Б.А. Фенстер, худ. А.И. Константиновский, дирижёр П.Э. Фельдт, консультант по нар. танцам Б.В. Степаненко; Тарас Бульба — М.М. Михайлов, Остап — А.А. Макаров, Андрий — К.М. Сергеев, Панночка — Н.М. Дудинская, А.Е. Осипенко, Оксана — А.Я. Шелест. 21.12.1962, возобн., там же, балетм., худ. те же, дирижёр В.Г. Широков; Тарас Бульба — Ю.С. Мальцев, Остап — А.И. Грибов, Андрий — С.П. Кузнецов, Панночка — А.Е. Осипенко. 1960, Новосибирск, балетм. Н.М. Уланова, Б.А. Фенстер, худ. А.В. Крюков, дирижёр И.Г. Чудновский.


«ТВОРЕНИЯ ПРОМЕТЕЯ, ИЛИ ВЛАСТЬ МУЗЫКИ И ТАНЦА («Die Geschopfe des Prometheus, oder die Macht der Musik und Tanz», в оригинале — «Gli Uomini di Prometeo»), героический балет в 2 актах. Комп. Л. Бетховен, сцен. и балетм. С. Вигано. 28.3.1801, Бургтеатр, Вена; Прометей — Чезари, оживлённые статуи — М. Касентини и Вигано. 22.5.1813, 2-я ред., в 6 картинах, с доб. муз. Й. Гайдна, Й. Вейгля, С. Вигано, т-р «Ла Скала», Милан, балетм. Вигано, худ. А. Санкуирико; исполнители — Л. Коста, А. Паллерини и др. Среди пост. в др. городах: Будапешт (1913, балетм. Н. Гуэрра), Париж (1929, Опера, балетм. С. Лифарь; исполнители — С. Лифарь, О. Спесивцева и др.), Аугсбург (1933, балетм. А. Миллош), Лондон (1936, труппа «Вик-Уэллс балле», балетм. Н. де Валуа), Рим (1940, Опера, балетм. А. Миллош; исполнители — А. Ради-че, У. Дель Ара и др.), Берлин (1949, Нем. гос. опера, ГДР, сцен. А. Буркат, балетм. Т. Гзовская), Стокгольм (1958, балетм. Э.М. фон Розен), Дюссельдорф (1966, балетм. Э. Вальтер), Королевский балет (Великобритания, 1970, балетм. Ф. Аштон), Гётеборг (1972, балетм. фон Розен).
В СССР: 20.3.1976, т-р «Эстония», сцен, и балетм. М. Мурдмаа, худ. Т. Вырве, дирижёры Э. Клас и В. Ярви; Прометей — Т. Хярм, Афродита — О. Чичерова, Эрот — Ю. Лехисте.


«ТЕЗЕЙ И АРИАДНА, ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ МИНОТАВРА» , балет в 4 актах. Комп. Ф. Антонолини. 1817, под назв. «Тезей и Арианна», Большой т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло. Арианна — А.С. Новицкая, Федра — Е.И. Колосова. 1828, возобн.; исполнители — А.Ф. Азлова и А.И. Истомина.


«ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ» («Theme and Variations»), одноактный балет на муз. 4-й части Сюиты для оркестра № 3 соль мажор П.И. Чайковского. 27.9.1947, «Балле тиэтр», Ричмонд, балетм. Дж. Баланчин, худ. У. Томпсон; исполнители — А. Алонсо и И. Юшкевич. 1958, возобн., «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк, худ. А. Левассёр; исполнители — Л. Серрано и Р. Фернандес (показан в СССР, в I960). I960, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк; исполнители — В. Верди и Э. Виллелла. 1970, Нац. балет Кубы, возобн. Алисии Алонсо. 1970, «Нью-Йорк сити балле», одноактный балет под назв. «Третья сюита Чайковского» с добавлением муз. первых трёх частей сюиты, балетм. Баланчин, худ. Н.А. Бенуа; исполнители — А. Блюм, К. фон Арольдинген, К. Маззо, К. Ладлоу, М. Моррис, Дж. Клиффорд, Г. Керкленд, Э. Виллелла (показан в СССР в 1972).


«ТЕОЛИНДА» , балет на муз. Ф. Шуберта, в инструментовке Д.Р. Рогаль-Левицкого, либр., сцен. и балетм. К.Я. Голейзовский. 3.3.1925, Экспериментальный т-р, Москва, худ. Б.Р. Эрдман, дирижёр М.А. Домашевич; Рауль — Н.И. Тарасов, Лизетта — Л.М. Банк, Теолинда — В.Ф. Галецкая.


«ТОРЖЕСТВО ЛЮБВИ» , см. «Фиаметта».


«ТОРЖЕСТВО РОССИИ, ИЛИ РУССКИЕ В ПАРИЖЕ» , аллегорическо-историч. балет в 3 актах, с пением и хорами. Комп. К.А. Кавос, сцен. И.И. Вальберх и О. Пуаро (стихи куплетов и хоров П.А. Корсакова). 3.6.1814, Петербург, балетм. Вальберх и Пуаро, худ. П. Гонзаго, И. Дранше (декорации) и К. Бабини (костюмы), дирижёр К.А. Кавос; Франция — Е.И. Колосова, Гений России — Пуаро.


«ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ДАВИД» («David Triomphant»), балет в 2 актах 3 картинах на муз. К. Дебюсси и М.П. Мусоргского в аранжировке В. Риети, ритмы С. Лифаря, сцен. и балетм. Лифарь. 15.12.1936, Междунар. дом студентов, Париж, худ. Ф. Леже; Давид — Лифарь, Царь Саул — С. Ренн, Мельхола — М. Славенска, Колдунья — Вергина. 26.5.1937, возобн., парижская Опера; исполнители — Лифарь, И. Шовире, Л. Дарсонваль.


«ТРЕТЬЯ СЮИТА ЧАЙКОВСКОГО» , см. «Тема с вариациями».


«ТРИЛЬБИ» , балет в 2 актах 3 картинах (по сказке Ш. Нодье «Трильби, или Дух очага»), Комп. Ю.Г. Гербер, сцен. и балетм. М.И. Петипа. 25.1.1870, Большой т-р, худ. К.Ф. Вальц и П.А. Исаков, дирижёр П.Н. Лузин; Мери — П.М. Карпакова, Трильби — Л.Н. Гейтен. 17.1.1871, Мариинский т-р, Петербург, балетм. тот же, худ. Ф.И. Нордмарк, Ф.И. Шеньян и И.Е. Куканов; Беттли — А. Гранцова (позднее Е.О. Вазем).


«ТРОПОЮ ГРОМА» , балет в 3 актах (по мотивам романа П. Абрахамса). Комп. К. Караев, сцен. Ю.И. Слонимский. 4.1.1958, Т-р им. Кирова, балетм. К.М. Сергеев, худ. В.И. Доррер, дирижёр Э.П. Грикуров; Сари — Н.М. Дудинская, Ленни — К.М. Сергеев, Мако — И.Д. Бельский, Герт — М.М. Михайлов, Фани — И.Н. Утретская. 21.2.1965, возобн., там же, балетм. и худ. те же, дирижёр Ю.В. Гамалей; Сари — О.Н. Моисеева, Лени — Б.Я. Брегвадзе, Мако — А.В. Гридин, Фанни — В.К. Потёмкина. 1972, возобн., там же, балетм. тот же; Сари — Г.Т. Комлева, Ленни — Б.В. Бланков. 27.6.1959, Большой т-р (филиал), балетм. Сергеев, худ. Доррер, дирижёр Е.Ф. Светланов; Сари — О.В. Лепешинская, Лени — Ю.Г. Кондратов, Герт — С.Г. Корень, Фани — Ю.Г. Скотт.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Минск (1960, Н.Г. Конюс), Донецк (1959, К.А. Муллер), Баку (1960, Сергеев; 1967, возобн., 1975, возобн. Р.Г. Ахундова, М.Д. Мамедов), Казань (1960, Муллер), Фрунзе (1961, К. Мадемилова), Куйбышев (1960, Н.В. Данилова), Уфа (1961, В.Х. Пяри), Кишинёв (1961, Муллер), Петрозаводск (1962, М.М. Мнацаканян), Львов (1963, А.Ф. Шикеро), Воронеж (1963, Муллер), Душанбе (1963, Конюс), Улан-Удэ (1964, Мнацаканян), Сыктывкар (1970, Л.А. Бордзиловская), Тбилиси (1972, Г.И. Давиташвили).
За рубежом: Братислава (I960, Студия телевидения, И. Зайко), Варна (1961, Г. и С. Йордановы), Усти-над-Лабой (1963), Клуж (1963).
Любовь южноафриканского деревенского учителя негра Ленни и белой девушки Сари, дочери помещика Герта, обречена на гибель в мире, где правят бесчеловечные законы апартеида. Гневным шествием цветных и чёрных жителей на фоне близящейся грозы завершается спектакль. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» («La Fille mal gardee»), 1) Балет в 2 актах 3 картинах на муз. неизв. автора (в к-рой использованы франц. нар. мотивы), сцен. и балетм. Ж. Доберваль. 1.7.1789, т-р г. Бордо; Лиза — мадемуазель Теодор, Колен — Доберваль (или Э. Юс). 30.4.1791, т-р «Пантеон», Лондон, балетм. тот же; Лиза — Теодор, Колен — Ш. Дидло, Ален — С. Вигано. Все последующие пост., в т. ч. с муз. Герольда или Гертеля, основаны на постановке Доберваля. 1793, т-р «Сан-Самуэле», Венеция, балетм. С. Вигано; Лиза — М. Вигано, Колен — С. Вигано; в той же ред. балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797). 13.10.1803, т-р «Порт-Сен-Мартен», Париж, балетм. Э. Юс; Лиза — Лаура, Колен — Спиталье (или Корниоль), Ален — Арман, Симона — Оссар. 1809, Придворный оперный т-р, Вена, балетм. Ж. Омер; Колен — Ф. Тальони. 1813, там же, под назв. «Лиза и Колен», балетм. Ф. Бернаделли; Лиза — Ж. Коблер. 14.10.1812, Королевская опера, Стокгольм, балетм. Ж. Брюло. 17.11.1819, Королевский т-р, Копенгаген (затем ставился в Милане, Мадриде, Брюсселе). 31.7.1828, т-р «Лафайетт», Нью-Йорк, под назв. «Любовники, или Тщетная предосторожность», балетм. А. Леон.
В России: 14.12.1800, Петровский т-р, Москва, под назв. «Обманутая старуха», балетм. Дж. Соломони; Лиза — Соломони-дочь. 5.5.1808, Арбатский т-р, Москва, под назв. «Худо сбережённая дочь, ИЛИ Бесполезная предосторожность», балетм. Ж. Ламираль; Лиза — Е. Ламираль. 15.10.1818, Моск. сцена, под названием «Жанета и Колен, или Деревенская свадьба», балетм. Ф. Бернаделли. 25.6.1827, Большой т-р, Москва, возобн., дирижёр Ф.Е. Шольц; Лиза — Д.С. Лопухина, Колен — Ж. Ришар (старший). 1808, Большой т-р, Петербург, под назв. «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность», балетм. Ш. Дидло. 20.9.1818, возобн., там же, балетм. тот же; Лиза — А. Бернаделли, Колен — П.Н. Артемьев, Марцелина — Ф. Бернаделли. 29.4.1828, возобн., там же; Лиза — А. Бертран-Атрюкс.
2) Балет с муз. Герольда. 27.11.1828, Королевская академия музыки и танца, Париж, балетм. Ж. Омер; Лиза — П. Монтессю, Колен — М. Лонер. 15.9.1837, возобн., там же (с добавлением па-де-де, написанным Э. Леборном для Ф. Эльслер); Лиза — Ф. Эльслер, Колен — Ж. Мазилье. 23.2.1853, возобн., там же, балетм. А. Сен-Леон (по редакции Ж. Омера); Лиза — Э. Бессоне, Колен — Л. Петипа. В России: 12.2.1845, Большой т-р, Москва, под назв. «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность», балетм. И.Н. Никитин (по ред. Дидло); Лиза — Е.А. Санковская, Колен — И.Н. Никитин. 11.5.1850, возобн., там же; Лиза — Ф. Эльслер. 20.11.1848, Большой т-р, Петербург, по ред. Ш. Дидло; Лиза — Ф. Эльслер, Колен — Х.П. Иогансон, Марцелина — Ж. Перро. 28.10.1854, там же, балетм. Ж. Перро; Лиза — А.И. Прихунова. К музыке Герольда (в обработке Дж. Ланчбери) вернулись в 1960, Королевский балет, т-р «Ковент-Гарден», Лондон, балетм. Ф. Аштон, дирижёр Г. Рейнолдс, худ. О. Ланкастер; Лиза — Н. Нерина, Колен — Д. Блэр (балет показан в СССР во время гастролей в 1961); эта редакция идёт в ряде стран; 1967, Австралийский балет (балет был показан в СССР во время гастролей в 1973) и др.
В СССР: 3.5.1971, Ленингр. Малый т-р, балетм. О.М. Виноградов, худ. Г. Сотников (декорации) и Т. Ратнер (костюмы), дирижёр П.А. Бубельников; Лиза — Г.В. Покрышкина, Колен — Н.А. Долгушин, Марцелина — Н.Н. Боярчиков, Ален — Г.Р. Замуэль. В др. городах СССР: Саратов (1971, балетм. Виноградов), Одесса (1973, балетм. тот же), Минск (1979, балетм. тот же), Воронеж (1974, Г. Малхасянц), Фрунзе (1976, балетм. Виноградов), Рига (1978, балетм. тот же).
3) Балет с муз. П.Л. Гертеля. 7.11.1864, Придворная опера, Берлин, балетм. П. Тальони; Лиза — Селлинг, Колен — Гийемен. В России: 15.12.1885, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Л.И. Иванов, М.И. Петипа; Лиза — В. Цукки, Колен — П.А. Гердт. 25.9.1894, на сцене Александрийского т-ра, Петербург, балетм. Л.И. Иванов, М.И. Петипа; Лиза — Г. Гантенберг, Колен — П.А. Гердт (или С.С. Литавкин), Никез — А.А. Горский (или И.И. Воронков), Марцелина — Э.Ц. Чеккетти. 24.11.1891, Большой театр, Москва, балетм. И. Мендес, дирижёр С.Я. Рябов; Лиза — Л.Р. Нелидова, Колен — И.Н. Хлюстин, Марцелина — В.Ф. Гельцер. 29.12.1905, там же, балетм. А.А. Горский; Лиза — С.В. Федорова, Колен — М.М. Мордкин, Марцелина — В.А. Рябцев. 24.4.1916, возобн., там же, балетм. А.А. Горский, худ. Ф.А. Лавдовский, дирижёр А.Ф. Аренде; Лиза — Е.В. Гельцер, Колен — Л.А. Жуков, Марцелина — В.А. Рябцев. В Москве и Петербурге роль Лизы исполняли также: А.И. Истомина, Р. Гиро, В.А. Лядова, А.Н. Кеммерер, А.Ф. Вергина, Л.Н. Гейтен, А.А. Джури, М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, О.И. Преображенская, Е.И. Билль, A.M. Балашова, Т.П. Карсавина и др.
На сов. сцене: 27.1.1922, возобн., Большой т-р (на сцене Нового т-ра), балетм. А.А. Горский, дирижёр Ю.Ф. Файер; Лиза — С.В. Федорова. 4.12.1932, возобн., филиал Большого т-ра, балетм. Е.И. Долинская (по ред. А.А. Горского), худ. С.К. Самохвалов, дирижёр Ю.Ф. Файер; Лиза — В.П. Васильева, Колен — В.Д. Голубин, Марцелина — В.А. Рябцев. 1943, возобн., там же, балетм. A.M. Meccepep, Е.И. Долинская (по ред. А.А. Горского), худ. С. Самохвалов, Л.А. Федоров, дирижёр Ю.Ф. Файер; Лиза — Т. Бессмертнова, Колен — Г.К. Фарманянц, Марцелина — В.И. Цаплин. 23.12.1979, спектакль Большого т-ра и Моск. хореографич. уч-ща, балетм. С.Н. Головкина, М.С. Мартиросян, А.И. Радунский, худ. В.К. Клементьев, дирижёр B.C. Богорад; Лиза — Э.Ю. Лузина, Колен — Л.В. Никонов, Марцелина — B.C. Ворохобко. 22.4.1923, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. В.И. Пономарев (по ред. Л.И. Иванова и М.И. Петипа), дирижёр В.А. Дранишников; Лиза — М.А. Кожухова, Колен — Пономарёв, Марцелина — А.И. Чекрыгин. 10.1.1937, Ленингр. Малый т-р, сцен, и балетм. Л.М. Лавровский, муз. дополнена произв. Л. Делиба, Р.Е. Дриго, Л.Ф. Минкуса, Ч. Пуньи, А.Г. Рубинштейна (в обработке П.Э. Фельдта), худ. Т.Г. Бруни, дирижёр Фельдт; Лиза — Г.Н. Кириллова, Колен — С.П. Дубинин, Марцелина — А.А. Орлов. В Москве и Ленинграде роль Лизы исполняли также Е.М. Люком, Е.А. Смирнова, М.Т. Семёнова, О.В. Лепешинская, Т.М. Вечеслова и др.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Киев (1927, В.А. Рябцев; 1947, Ф.В. Лопухов). Куйбышев (1936, А.Р. Томский; 1971, Р. Вагабов), Ташкент (1938, А.Р. Томский), Новосибирск (1939, Г.И. Язвинский), Горький (1944, М.Д. Цейтлин; 1967, М.М. Газиев), Минск (1938, К.А. Муллер; 1944, З.А. Васильева, 1959, Муллер), Ашхабад (1957, М.Д. Цейтлин), Кишинёв (1958, А.И. Проценко), Челябинск (1963, М.Д. Цейтлин), Нальчик (1968, А.И. Проценко), Каунас (1971, А. Кондратавичюс), Уфа (1974, Л.А. Серебровская), Харьков (1975, М.М. Газиев), Чебоксары (1977, В. Тимофеев), Оренбург (1971, Б.Е. Скворцов).
За рубежом: 1912, сокращённый вариант, труппа Анны Павловой, Лондон (Лиза — А.П. Павлова). 1937, Американский передвижной т-р, Нью-Йорк, балетм. М.М. Мордкин; Лиза — Л. Чейз, Колен — Мордкин. 1940, труппа «Балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. Б.Ф. Нижинская, худ. С.Ю. Судейкин; Лиза — И. Баронова. 27.11.1947, труппа «Гран балле дю марки де Куэвас», балетм. A.M. Балашова; Лиза — Р. Жанмер. 1948, труппа А. Алонсо «Балет республики Куба», Гавана, балетм. А. Алонсо, худ. Л. Маркес и Э. дель Ойо, дирижёр М.Д. Кусан; Лизетта — А. Алонсо, Колен — Р. Родригес, Симона — X. Парес (балет показан в СССР в 1964 на гастролях). 1956, т-р «Храм неба», Пекин, балетм. В.И. Цаплин.
Фермерша Марцелина хочет выдать дочь Лизу за сына откупщика Мишо. Но Лиза любит крестьянина Колена. Тайком пробирается Колен в дом фермерши, однако радостную встречу влюблённых прерывает Марцелина. В наказание она запирает дочь в чулан, куда уже успел спрятаться Колен. Почтительно приветствуя явившихся для сватовства Мишо и его сына, Марцелина открывает чулан и видит там смущённых Лизу и Колена. Ей ничего не остаётся, как согласиться на их брак.
На муз. «Тщетной предосторожности» Гертеля пост. также балет «Соперницы». БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.






А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010