Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





БАЛЕТЫ

"С"


«САЛАМБО», балет в 5 актах 7 картинах (по одноим. роману Г. Флобера). Комп. А.Ф. Арендс, сцен. и балетм. А.А. Горский. 10.1.1910, Большой т-р, Москва, худ. К.А. Коровин, дирижёр Аренде; Саламбо — Е.В. Гельцер, Мато — М.М. Мордкин, Нарр-Авас — В.Д. Тихомиров, Танит — В.А. Каралли, Рабыня — С.В. Фёдорова, Гамилькар — И.Е. Сидоров, Бедуинка — A.M. Балашова, Бедуин — А.М. Козлов, Эшмун — Л.Л. Новиков. 16.1.1932, новая ред., там же, балетм. И.А. Моисеев, худ. П.И. Соколов, дирижёр Ю.Ф. Файер; Саламбо — Н.Б. Подгорецкая, Мато — И.А. Моисеев, Нарр-Авас — Н.М. Ларионов, Лидийский военачальник — A.M. Мессерер, Гамилькар — А.Д. Булгаков.


«САЛОМЕЯ» («Salome»), балеты на сюжет евангельской легенды и драмы О. Уайльда. 1) На муз. М. Реми — 1903, Вена, балетм. М. Аллан.
2) «Пляска Саломеи» («Пляска семи покрывал»), на муз. А.К. Глазунова к драме О. Уайльда; исполнена в 1908 И.Л. Рубинштейн, Петербург, балетм. М.М. Фокин, дирижёр Глазунов. «Саломея», на ту же муз. — 1918, Коммунальный т-р, Петроград, балетм. Романов; Саломея — Е.А. Смирнова. На ту же муз. — 24.4.1922, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. Л.С. Леонтьев, худ. O.K. Аллегри (декорации из балета «Египетские ночи» Аренского), дирижёр В.А. Дранишников; Саломея — В.К. Иванова, Ирод — И.Ф. Кшесинский.
3) «Танец Саломеи», на муз. Р. Штрауса — 1921, Москва, Большой т-р, балетм. А.А. Горский. «Саломея», на ту же муз. — 1922, Моск. Камерный балет, балетм. К.Я. Голейзовский; Саломея — З.И. Тарховская. На ту же муз. — 1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь.
4) «Саломея», на муз. X. Русенберга — 1964, Стокгольм, балетм. Б. Кульберг. 5) «Саломея», на муз. П. Хиндемита — 1970. Глазго, балетм. П. Даррелл.
6) «Как красива царевна Саломея сегодня вечером», на муз. Ж. Массне — 1975, Брюссель, Балет XX века, балетм. М. Бежар.


«САЛЬТАРЕЛЛО, ИЛИ СТРАСТЬ К ТАНЦАМ» («Saltarello, ou о maniaco po la danca»), балет в 2 актах. Комп., сцен. и балетм. А. Сен-Леон (на основе его же хореографии в опере-балете «Танцовщик короля» Готье). 29.10.1854, Т-р «Сан-Карлуш», Лисабон. В России; 8.10.1859, Большой т-р, Петербург, балетм. тот же; исполнители — А.И. Прихунова, М.Н. Муравьёва, Х.П. Иогансон. 28.4.1860, Большой т-р, балетм. тот же, худ. X. Шеньян и Аккерман; Констанция — П.П. Лебедева, Сальтарелло — Сен-Леон. Др. пост.: Порту (Португалия, 1855), Тильзит, Вена, Пешт, Штутгарт (все — 1858), Мюнхен (1859), Париж (под назв. «Дон Зефиро», 1865, балетм. Гредлю, по Сен-Леону).


«САНДРИЛЬОНА» (франц. «Cendrillon», англ. «Cinderella», нем. «Aschenbrodel»), «Золушка», «Волшебный башмачок», «Хрустальный башмачок» и др., балеты на сюжет сказки Ш. Перро. 1) В 4 актах. Комп. Штейбельт. 18.5.1815, Большой т-р, Петербург, балетм. И.И. Вальберх и О. Пуаро; Сандрильона — М.Д. Новицкая, Алидор — Вальберх, Рамиро — Пуаро, Дандини — Андре (Шмит).
2) В 3 актах. Комп. Ф. Сор, сцен. Ф. Альбер и Эгьен. 26.3.1822, «Кинге тиэтр», Лондон, балетм. Альбер; Сандрильона — М. Меркандотти. 3.3.1823, парижская Опера, балетм. Альбер. 3.6.1824, Большой т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло; Сандрильона — А.И. Истомина (позже Д.С. Лопухина, А. Бертран-Атрюкс и др.). 31.1.1824, Москва (дом Пашкова), балетм. и исполнитель гл. партии — Ф. Гюллень-Сор; эта же пост, показана 6.1.1825 в моск. Большом т-ре. 7.11.1835, возобн., там же.
3) Фантастический балет в 5 актах 13 картинах. Комп. В.К. Мюльдорфер, сцен. К.Ф. Вальц. 14.12.1871, Большой т-р, Москва, под назв. «Волшебный башмачок» («Сандрильона»), балетм. В. Рейзингер, худ. Вальц, К. Гроппиус, П.А. Исаков, Ф.И. Шеньян и др.; Сандрильона — А.И. Собещанская, её отец — В. Ваннер, Король — В.Ф. Гельцер, Повелительница жучков — П.М. Карпакова. 17.2.1889, возобн., там же, под назв. «Хрустальный башмачок» («Сандрильона»), в 5 актах 11 картинах, с добавлением муз. Шимана, балетм. А.Н. Богданов, дирижёр П.П. Золотаренко; Сандрильона — Л.Н. Гейтен. 1899, возобн., там же, балетм. И.Н. Хлюстин; Сандрильона — Л.А. Рославлева (в 1900 — Е.В. Гельцер).
4) Фантастический балет в 3 актах. Комп. Б.А. Фитингоф-Шель, сцен. Л.А. Пашкова. 5.12.1893, Мариинский т-р, Петербург, под назв. «Золушка», балетм. М.И. Петипа, Л.И. Иванов, Э. Чеккетти, худ. М.И. Бочаров, Г. Левот и М.А. Шишков, дирижёр Р.Е. Дриго; Сандрильона — П. Леньяни, Принц Шарман — П.А. Гердт, Король — Н.С. Аистов, Камергер — А.Д. Булгаков.
5) В 5 актах. Комп. С. Джонс, сцен. К. Вильгельм. 6.1.1906, «Эмпайр тиэтр», Лондон, балетм. Ф. Фаррен, худ. X. Гравен, Дж. Харкер, Е. Банк, X. Брук (декорации), К. Вильгельм (костюмы); Золушка — А. Жене.
6) Комп. М. Деланнуа. 1-я ред. 20.8.1931, Чикаго; 2-я ред., «Туфелька из беличьего меха» («La Pantoufle de vaire»). 14.5.1935, «Опера комик», Париж.
7) В 3 актах. Комп. Ф. д'Эрланже, сцен. М.М. Фокин. 19.2.1938, под назв. «Золушка», труппа «Балле рюс дю колонель де Базиль», т-р «Ковент-Гарден», Лондон, балетм. Фокин, худ. Н.С. Гончарова; Золушка — Т.М. Рябушинская, Принц — П. Петров.
8) В 3 актах 7 картинах. Комп. С.С. Прокофьев. См. «Золушка».


«САТАНИЛЛА, ИЛИ ЛЮБОВЬ И АД» , балет в 3 актах 7 картинах. Комп. Ф. Бенуа и Н. Ребер, сцен. Ж. Сен-Жорж и Ж. Мазилье. 23.9.1840 (под назв. «Влюблённый бес»), парижская Опера, балетм. Мазилье, худ. Р. Филастр и Ш. Камбон (декорации) и П. Лормье (костюмы); Вельзевул — Л.С. Монжуа, Фредерик — Мазилье, Ортензиус — И. Баррез, Уриелла — П. Леру, Феба — Л. Нобле, Лилия — Н. Фицджеймс. В России: 10.2.1848, Большой т-р, Петербург, комп. тот же (инструментовка К.Н. Лядова), балетм. Ж.А. и М.И. Петипа (по Мазилье), худ. А.А. Роллер и Г.Г. Вагнер; Сатанилла — Е.И. Андреянова (позднее В.П. Волкова), Фабио — М.И. Петипа, Ортензиус — Ж.А. Петипа. 1866, возобн., там же, балетм. М.И. Петипа; Сатанилла — П.П. Лебедева (позднее А.Ф. Вергина, М.Н. Горшенкова). 19.1.1849, Большой т-р, Москва, балетм. Ж.А. и М.И. Петипа, худ. И. Браун, Вагнер, Ф.-Х.И. Шеньян, Ф. Серков, дирижёр Д.П. Карасёв; Сатанилла — Е.И. Андреянова (позднее Е.А. Санковская), Фабио — М.И. Петипа, Ортензиус — Ж.А. Петипа. 1860, возобн., там же, балетм. Фредерик (по Мазилье и Петипа), отдельные танцы на муз. Ю.Г. Гербера в пост. Т. Шиона; Сатанилла — Лебедева (позднее П.М. Карпакова, А.И. Собещанская, Л.Н. Гейтен). 1897, возобн., там же (по Петипа, с отдельными танцами в пост. И.Н. Хлюстина и Н.П. Домашева); Сатанилла — Л.А. Рославлева.


«СВАДЕБКА» («Les Noces»), хореографич. сцены с пением и музыкой (на основе нар. текстов из собр. П.В. Киреевского). Комп. и сцен. И.Ф. Стравинский. 13.6.1923, Русский балет Дягилева, т-р «Гете лирик», Париж, балетм. Б.Ф. Нижинская, худ. Н.С. Гончарова, дирижёр Э. Ансерме; Невеста — Ф.Л. Дубровская, Жених — Н. Семёнов. 1936, возобн., «Балле рюс дю колонель де Базиль», балетм. тот же. 1957, Большой канадский балет, Монреаль, балетм. Л.С. Ширяева. 1961, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская. 1962, Балет XX века, фестиваль в Зальцбурге, балетм. М. Бежар (пост, также в парижской Опере, 1965). 1962, Баварская гос. опера, Мюнхен, балетм. X. Розен. 1965, «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс. 1969, Королевский шведский балет, балетм. тот же. 1966, возобн., Королевский балет, Лондона, балетм. Нижинская. 1966, Венская гос. опера, балетм. А. Миллош. 1976, возобн. в парижской Опере, балетм. Нижинская.
Сюжетная линия — отдельные эпизоды русского свадебного обряда: расплетание косы у невесты, сцена у жениха, проводы невесты и её плач. Последняя картина — «Красный стол» — сцена свадебного пира с его пёстрой разноголосицей и буйным хмельным весельем.


«СВЕТЛАНА» , балет в 3 актах, с прологом. Комп. Д.Л. Клебанов, сцен. И.И. Жига. 20.12.1939, Большой т-р, балетм. Н.М. Попко, Л.А. Поспехин, А.И. Радунский, дирижёр Ю.Ф. Файер, худ. P.P. Макаров; Светлана — О.В. Лепешинская (затем С.В. Головкина), Илько — Ю.Г. Кондратов, Степан — В.И. Цаплин. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Горький (1940, 1947, М.Д. Цейтлин), Харьков (1941, 1946, П.К. Иоркин), Львов (1948, Цейтлин), Вильнюс (1951, В. Гривицкас).


«СВЕТЛЫЙ РУЧЕЙ» , балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Д.Д. Шостакович, сцен. Ф.В. Лопухов и А.И. Пиотровский. 4.4.1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. Лопухов, худ. М.П. Бобышов, дирижёр П.Э. Фельдт; Зина — З.А. Васильева, Пётр — П.А. Гусев, Классическая танцовщица — Ф.И. Балабина, Классический танцовщик — Н.А. Зубковский, Молодящаяся дачница — Т.Э. Фюрт, Пожилой дачник — М.А. Ростовцев, Гаврилыч — Ф.И. Чернышенко, Гармонист — А.А. Орлов, Галя — Г.И. Исаева, Горец — А.В. Лопухов, Узбек — С.П. Дубинин, Кубанец — Е.В. Николаев. 30.11.1935, Большой театр, балетм. тот же, реж. Б.А. Мордвинов, худ. В.В. Дмитриев, дирижёр Ю.Ф. Файер; Зина — З.И. Васильева, Пётр — П.А. Гусев, Классический танцовщик — А.Н. Ермолаев, Старый колхозник — Л.А. Поспехин, Гармонист — В.В. Смольцов, Галя — И. Чарноцкая, Узбек — И.А. Моисеев, Кавказец — А.А. Царман, Кубанец — В.И. Маторин, Дачник — В.А. Рябцев, Дачница — Е.М. Ильющенко.


«СВОЕНРАВНАЯ ЖЕНА» («Le Diable a quatre»), балет в 3 актах. Комп. А. Адан, сцен. А. де Левей. 11.8.1845, парижская Опера, балетм. Ж. Мазилье, худ. П. Сисери, Ш. Сешан, П. Дитерле; граф Полинский — Л. Петипа, графиня Берта — М. Жакоб, Мазурки, корзинщик — Мазилье, его жена — К. Гризи. 1845, «Принсесс тиэтр», Лондон. 1847, «Театр Вельки», Варшава, балетм. Р. Турчинович. 1848, «Бродвей тиэтр», Нью-Йорк.
В России: 1846, Большой театр, Москва (под назв. «Сумбурщица»), балетм. и исполнительница гл. партии Е.А. Санковская, худ. И. Браун и Ф. Шеньян. 1852, возобн., там же (под назв. «Сварливая жена, или Со всем прибором сатана»). 14.11.1851, Большой т-р, Петербург (с добавлением муз. Ч. Пуньи, в 4 актах 5 картинах), балетм. Ж. Перро, худ. А. Роллер; графиня Берта — Е.И. Андреянова (позднее Р. Гиро и Л. Флёри), корзинщица — Гризи (позднее А.Н. Амосова и А.И. Прихунова). 1885, возобн., там же, балетм. М.И. Петипа (по Мазилье), худ. М.А. Шишков, М.И. Бочаров и Обэ; графиня Берта — Е.П. Соколова (позднее А.Х. Иогансон), корзинщица — М.Н. Горшенкова (позднее А.И. Виноградова).


«СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ» («La Septieme Symphonie»), балет в 4 частях на муз. 7-й симфонии Л. Бетховена. 5.5.1938, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. Л.Ф. Мясин, худ. К. Берар; исполнители — А. Маркова, Н. Тейладе, Ф. Франклин, И. Юшкевич.


«СЕМИРАМИДА» , балеты на сюжет древнеассирийской легенды, 1) «Семирамида». Комп. К.В. Глюк (по одноим. трагедии Вольтера), сцен. Р. Кальцабиджи. 31.1.1765, Придворный т-р, Вена, балетм. Г. Анджолини 2) «Дочь воздуха, или Возвышение Семирамиды», балетм и комп. С. Вигано. 1792, Венеция. 1793, Вена. 3) «Семирамида», балет-мимодрама. Комп. А. Онеггер, по поэме П. Валери. 11.5.1934, труппа И.Л. Рубинштейн парижская Опера, Париж, балетм. М.М. Фокин, худ. А.Н. Бенуа; Семирамида — Рубинштейн.


«СЕМЬ КРАСАВИЦ» , балет в 4 актах 11 картинах (по поэмам Низами). Комп К. Караев, сцен. Ю.И. Слонимский, И. Идаятзаде, С. Рахман. 7.11.1952, Т-р им. Ахундова, балетм. П.А. Гусев, консультант и постановщик отд. танцев Г. Алмасзаде, худ Ф.Т Гусак и Э. Алмасзаде, дирижёр К. Абдуллаев; Айша — Л. Векилова, Бахрам — Ю.Н. Кузнецов, Мензер — К.Н. Баташов, Визирь — А.С. Урванцев. 1959, там же, 2-я ред. в 3 актах с прологом, балетм. тот же, худ В.И. Доррер, дирижёр Ниязи (показан в Москве на декаде азерб. иск-ва и лит-ры, 1959). 1964, возобн., там же. 1969, 3 ред., балетм. тот же, худ. М.Л. Плахова (декорации) и Н.А. Кириллова (костюмы); Айша — Т. Ширалиева, Бахрам — В. Плетнёв, Мензер — М. Мамедов. 24.11.1953, Ленингр. Малый т-р, балетм. Гусев, худ. С.Б. Вирсаладзе, дирижер Э.П. Грикуров; Айша — В.М. Станкевич, Бахрам — В.С Зимин, Мензер — Ю.П. Литвиненко, Визирь — Н.Н. Филипповский, Магрибская красавица — Н.Р. Мириманова. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Саратов (1954, В.Т. Адашевкий), Львов (1954, Н.И. Трегубов), Ташкент (1955, Г.И. Давиташвили), Куйбышев (1955, Н.В. Данилова), Киев (1963, Гусев), Новосибирск (1963, он же), Куйбышев (1974, А.Я. Шелест и Р.Ю. Вагабов). За рубежом: Прага (1959, М. Кура), Дессау (1960), Росток (1962, В. Брейер), Тегеран (1973).
Молодой шах Бахрам полюбил прекрасную девушку Айшу, но она отвергает его любовь. Жестокий правитель бросил в тюрьму брата Айши, Мензера, обрёк свой народ на голод и страдания. Тщетно пытается коварный Визирь отвлечь Бахрама воспоминаниями о семи красавицах, чьи ожившие изображения когда-то явились шаху в развалинах старого замка. Вместо них перед Бахрамом предстают семь посланцев народа и Айша они требуют, чтобы он покинул страну. Разгневанный шах смертельно ранит девушку. Народ прощается с Айшой и изгоняет правителя из страны. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«СЕРДЦЕ ГОР» , балет. Комп. A.M. Баланчивадзе. 27.12.1936, Т-р им. Палиашвили, 1-я ред. в 4 актах под назв. «Мзечабуки» («Юноша-солнце», «Джарджи»), сцен. Н.Д. Волков и Г.Н. Леонидзе, балетм. В.М. Чабукиани, худ. С.Б. Вирсаладзе, дирижёр Е. Микеладзе. 28.6.1938, Т-р им. Кирова, 2-я ред. под назв. «Сердце гор» в 3 актах 5 картинах, сцен., балетм. и худ. те же, дирижёр М.П. Карпов; Джарджи — Чабукиани, Маниже — Т.М. Вечеслова, Е.Г. Чикваидзе, князь Заал — С.Г. Корень, Р.И. Гербек, Натэла — О.П. Мунгалова. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Харьков (1940, П.К. Йоркин), Киев (1940, С.Н. Сергеев), Ташкент (1940, Е.Н. Барановский), Тбилиси (1938, Чабукиани; 1940, Сергеев; 1941, 1948, Чабукиани), Ашхабад (1950, Ковтунов).
Прекрасная Маниже, дочь князя Эристави, полюбила простого охотника — крестьянина Джарджи. Джарджи смело вступается за народ, притесняемый Моурави — управляющим князя; он становится во главе народного восстания. Во время нападения восставших на замок князя Маниже, защищая любимого, погибает от руки своего жениха князя Заала. Медленно движется в горы траурное шествие на фоне горящего княжеского замка. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«СЕРЕНАДА» («Serenade»), одноактный балет в 4 картинах на муз. Серенады для струнных инструментов П.И. Чайковского (4-я часть исполняется перед 3-й). 9.6.1934, ученики Школы амер. балета, балетм. Дж. Баланчин. 1.3.1935, «Американ балле», «Адельфи тиэтр», Нью-Йорк, худ. Г. Лоншан (декорации), Ж. Люрса (костюмы); исполнители — Л. Анчутина, Р. Борис, Дж. Каччаланца, К. Маллоуни, У. Доллар, Ч. Ласки. 1940, «Балле рюс де Монте-Карло». 1947, парижская Опера. 1948, возобн., с новыми костюмами, худ. Б. Каринска, свет — Р. Бейтс (в 1962 и 1972 показан на гастролях в СССР). 1957, Королевский балет, Лондон. 1960, Гамбургская опера, «Ла Скада» и Нидерландский нац. балет (в 1971 этой труппой показан на гастролях в СССР). 1960, Королевский шведский балет, Стокгольм. 1964, Королевский балет, Лондон. 1966, Венская гос. опера. 1970, Нем. гор. опера, Зап. Берлин и др.


«СИЛЬВИЯ» [«Сильвия, или Нимфа Дианы» («Sylvia, ou La Nymphe de Diane»)], балет в 3 актах 4 картинах (по пасторали Т. Тассо «Аминта»). Комп. Л. Делиб, сцен. Ж. Барбье и Рейнбах. 14.6.1876, парижская Опера, балетм. Л. Мерант, худ. А. Рюбе, Шере, Ф. Шаперон (декорации) и Э. Лакост (костюмы); Сильвия — Р. Сангалли, Аминта — Л. Мерант. 1899, возобн., там же, балетм. Л. Статс. 1941, парижская Опера, балетм. С. Лифарь, худ. М. Брианшон; Сильвия — Л. Дарсонваль, а также С. Шварц и С. Лорсиа. 1946, возобн., там же, балетм: А. Авелин. 1952, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. Ф. Аштон, худ. Р. и К. Айронсайд; исполнители — М. Фонтейн, М. Сомс, Дж. Харт, Дж. Фаррон, А. Грант и др. 1972, Венгерский оперный т-р, балетм. Л. Шереги.
В России: 1891, Малый т-р, Петербург, балетм. Д. Саракко; Сильвия — А. Росси. 2.12.1901, Мариинский т-р, балетм. Л.И. Иванов и П.А. Гердт, дирижёр Р.Е. Дриго; Сильвия — О.И. Преображенская, Аминта — С.Г. Легат, Орион — П.А. Гердт, Повелительница дриад — А.П. Павлова, Диана — Е.А. Кускова, Сильван — М.М. Фокин. 24.4.1916, возобн., там же, балетм. С.К. Андрианов; Сильвия — Т.П. Карсавина. В СССР. 1961, Вильнюс, балетм. В.В. Гривицкас.
На муз. «С.» создан балет «Фадетта».
Нимфа Сильвия, раненная стрелой Эроса, полюбила пастуха Аминту. "Избавляясь от преследований Чёрного охотника Ориона с помощью богини Дианы, она соединяется с любимым. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«СИЛЬФИДА» («La Sylphide»), 1) Балет в 2 актах. Комп. Ж. Шнейцхоффер, сцен. А. Нурри. 12.3.1832, Королевская академия музыки и танца, Париж, балетм. Ф. Тальони, худ. П. Сисери (декорации) и Э. Лами (костюмы); Сильфида — М. Тальони (выступала в этой роли в Лондоне, Петербурге, Милане), Джеймс — Ж. Мазилье, Эффи — Л. Нобле, Мэдж — Л. Эли.
В России: 28.5.1835, Большой т-р, Петербург, балетм. А. Титюс (по Тальони); Сильфида — Л. Круазет (позднее М. Алексис, Т. Смирнова, Л. Гран, Е.А. Санковская, Н.К. Богданова). 18(19).1.1892, Мариинский т-р, с добавлением музыки Р.Е. Дриго, возобн. балетм. М.И. Петипа (до Тальони), худ. Г. Левот, М.И. Бочаров (декорации) и Е.П. Пономарёв (костюмы); Сильфида — В.А. Никитина, Джеймс — П.А. Гердт. 6.9.1837, Большой т-р, Москва, балетм. Ф.В. Гюллень-Сор (по Тальони); Сильфида — Е.А. Санковская. 1844, возобн., там же, балетм. Т. Герино; Сильфида — А.И. Воронина-Иванова (позднее И. Матиас, А. Гранцова и др.). На сов. сцене: 9.4.1922, Т-р оперы и балета, Петроград (выпускной спектакль Хореографич. уч-ща), балетм. В.И. Пономарёв. 2.2.1925, Большой т-р, 2-й акт, балетм. В.Д. Тихомиров, худ. А. Бредов и Ф.И. Шеньян; Сильфида — Е.В. Гельцер, Джеймс — Тихомиров. 1979, Новосибирский т-р, балетм. П. Лакот.
За рубежом: 15.6.1946, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. В. Гзовский, худ. А. Серебряков (декорации) и К. Берар (костюмы); Сильфида — Н. Вырубова, Джеймс — Р. Пти. 9.6.1972, парижская Опера, балетм. П. Лакот, худ. Мюссон (по Сисери, декорации) и Френе (по Лами, костюмы); Сильфида — Г. Тесмар, Джеймс — М. Денар (по этому спектаклю создан фильм-балет).
2) Балет-пантомима в 2 актах. Комп. X. Лёвеншелль, сцен. А. Нурри. 28.11.1836, Королевский датский балет, балетм. А. Бурнонвиль, худ. К. Петерсен; Сильфида — Л. Гран, Джеймс — Бурнонвиль. Спектакль сохраняется в репертуаре труппы. В числе возобновлений: 1970, балетм. X. Брено; Сильфида — А. Леркесен, Джеймс — Ф. Рюберг (показан в СССР в 1973). Пост. Бурнонвиля послужила основой для мн. возобновлений в др. странах (в т. ч. и в СССР). 8.12.1953, «Гран балле дю марки де Куэвас», Париж, балетм. X. Ландер, худ. Б. Дейде; Сильфида — Р. Хайтауэр, Джеймс — С. Головин. Др. пост. Ландера: 1962, «Ла Скала», Милан; Сильфида — К. Фраччи, Джеймс — М. Пистони. 1963, Нидерландский нац. балет; Сильфида — С. ван Берс, Джеймс — Б. де Рошмон. 1964, «Американ балле тиэтр», с добавлением муз. Э. Косма, худ. Р.О'Хирн; Сильфида — Т. Ландер, Джеймс — Р. Фернандес. 1964, Нац. балет Канады, Торонто, балетм. Э. Брун. 1968, Королевский шведский балет, балетм. тот же. 1971, под назв. «Сильфида гор», «Американ балле тиэтр», балетм. тот же (муз. в аранжировке Дж. Ланчбери). 1960, «Балле Рамбер», Лондон, балетм. Э. М. фон Розен, худ. Р. и К. Айронсайд; Сильфида — Розен, Джеймс — Флиндт, Эффи — Ш. Диксон, Мэдж — Дж. Мартилью. 1969, Нац. балет Вашингтона, балетм. и худ. те же. 1975, Ленингр. Малый театр, балетм. тот же худ. С.А. Соломко (декорации), О.М. Виноградов (костюмы), дирижёры П.А. Бубельников и A.M. Анисимов; Сильфида — Т.М. Фесенко (затем Т.В. Статкун), Джеймс — Н.А. Долгушин, А. М. Сидоров.
3) Балет в 2 актах. Комп. Карлини. 1828, «Ла Скала», Милан, балетм. Л. Анри; Сильфида — Т. Эберле.
Молодому шотландскому крестьянину Джеймсу, накануне его свадьбы с Эффи, является Сильфида — пленительный дух воздуха. Очарованный Джеймс оставляет невесту и устремляется в чащу леса вслед за Сильфидой. Не в силах удержать её, Джеймс по совету злой Колдуньи с помощью волшебного шарфа окутывает плечи Сильфиды. Лишившись крыльев, она умирает. Подруги возносят Сильфиду на облака. Джеймс слышит звон колокола, возвещающего о свадьбе Эффи и его друга Герна. Вдали проходит праздничный кортеж.


«СИЛЬФИДЫ» , см. «Шопениана».


«СИМФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ» («Symphonic variations»), одноактный балет на муз. С. Франка. 24.4.1946, «Сэдлерс-Уэллс балле», «Ковент-Гарден», балетм. Ф. Аштон, худ. С. Федорович; исполнители — М. Фонтейн, П. Мей, М. Ширер, М. Соме, Г. Дантон, Б. Шоу.


«СИМФОНИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ» , одноактный балет на муз. С.В. Рахманинова, сцен. и балетм. Е.А. Тангиева-Бирзниек и Б. Рощин. 26.3.1961, Рижский т-р, худ. А. Лапиныц, дирижёр Р. Глазуп; Девушка — А.А. Приеде, Золотая дама — Я.Ф. Панкрате, Художник — А.Я. Лемберг.


«СИМФОНИЯ ДО МАЖОР» («Symphony in С»), одноактный балет в 4 частях на муз. 1-й симфонии Ж. Визе. 28.7.1947, парижская Опера (под назв. «Хрустальный дворец»). Балетм. Дж. Баланчин, худ. Л. Фини; исполнители — Л. Дарсонваль, Т. Туманова, М. Барден, М. Лафон, А. Калюжный, Р. Риц, М. Рено, М. Боззони (в 1958 и 1977 показан на гастролях в СССР). 1948, «Балле сосайети» (позднее «Нью-Йорк сити балле»; в 1962 и в 1972 показан на гастролях в СССР); Нью-Йорк, худ. Б. Каринска (костюмы), Р. Бейтс (свет). 1951, Королевский дат. балет, Копенгаген. 1960, Королевский швед. балет. 1965, Гамбургская опера. 1969, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин. 2-я пол. 1970-х гг. , Нидерландский Нац. балет, Амстердам, и др.


«СИНЯЯ БОРОДА» , балеты по мотивам одноим. сказки Ш. Перро, 1) В 3 актах 7 картинах с апофеозом. Комп. П.П. Шенк, сцен. Л.А. Пашкова. 8.12.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М.И. Петипа, худ. П.Б. Ламбин, К.М. Иванов, Г. Левот и В.Т. Перминов; Синяя борода — П.А. Гердт, Изора — П. Леньяни, Анна — О.И. Преображенская (позднее А.П. Павлова), Эбремар — И.Ф. Кшесинский, Раймонд — А.А. Облаков. 1910, возобн. там же, балетм. Н.Г. Легат (по Петипа); Синяя борода — П.А. Гердт, Изора — М.Ф. Кшесинская. 1918, там же, балетм. A.M. Монахов и А.И. Чекрыгин (по Легату); Синяя борода — И.Н. Кусов, Изора — Е.А. Смирнова, Анна — Е.П. Гердт, Эбремар — И.Ф. Кшесинский, Раймонд — А.Н. Обухов.
2) Одноактный в 4 картинах (с 2 прологами и 3 интермедиями) на муз. одноим. оперетты Ж. Оффенбаха в аранжировке А. Дорати, сцен. М.М. Фокин (по А. Мельяку и Л. Галеви). 27.10.1941, «Балле тиэтр», Дворец искусств, Мехико, балетм. Фокин, худ. М. Верте; Синяя борода — А. Долин, Эрмилия — А. Маркова, королева Клементина — Л. Чейз, принц Сапфир — Ж. Скибин, Булотта — И. Баронова. Показан в СССР в 1960.
Единственная дочь короля Бобеша прекрасная Флеретта была изгнана им и провела юность среди пастухов и пастушек. Найденная министром короля Оскаром, она должна сочетаться браком с принцем Сапфиром. В нём Флеретта узнаёт влюблённого в неё бедного пастуха (принц ради неё скрывал своё происхождение). Счастливой развязке чуть не помешал рыцарь Синяя борода, также влюбившийся во Флеретту. Однако ему достаётся в жёны пастушка Булотта, к-рую он, как и пять своих предыдущих жён, пытался отравить с помощью алхимика Пополани. Сапфир женится на Флеретте.
3) Комп. Дж. Якоби. 16.12.1895, т-р «Альгамбра», Лондон, балетм. К. Коппи.
4) На муз. Ш. Лекока. 1898, парижская Опера, балетм. P.O. Монрой.
5) «Рыцарь Синяя борода» («Ritter Blaubart») на муз. X. Фогта. 1938, Дюссельдорф, балетм. X. Фройнд. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«СИРОТА ТЕОЛИНДА, ИЛИ ДУХ ДОЛИНЫ» , балет в 3 актах с прологом. Комп. Ч. Пуньи, сцен. и балетм. А. Сен-Леон. 6.12.1862, Большой т-р, Петербург, худ. А.А. Роллер и Г.Г. Вагнер; Теолинда — М.Н. Муравьёва (позднее П.П. Лебедева, Е.О. Вазем).


«СКАЗ О КАМЕННОМ ЦВЕТКЕ» , см. «Каменный цветок» Прокофьева.


«СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» , балет в 4 актах (по сказке А.С. Пушкина). Комп. М.И. Чулаки, сцен. Ю.И. Слонимский. 9.1.1940, Ленингр. Малый т-р, балетм. В.А.Варковицкий, ассистенты балетм. В.М. Тулубьев, И.П. Васильев, худ. А.А. Коломойцев, дирижёр П.Э. Фельдт; Поп — А.А. Орлов, Балда — Н.С. Соколов, Поповна — Г.Н. Кириллова, Бесёнок — Н.А. Зубковский. 1945, возобн., там же, балетм. Г.И. Исаева, Тулубьев, Соколов. 1962, Рижский т-р, под назв. «Сказка о Балде», балетм. Е.А. Тангиева-Бирзниек. 1971, Моск. хореографич. уч-ще, под назв. «Русская сказка», балетм. А.А. Дементьев. 1977, Петрозаводский т-р, балетм. С.П. Кузнецов и А.С. Кузнецов.
Весёлый бродяга Балда нанялся к Попу служить по хозяйству за три щелчка по попову лбу в год. Страшась дня расплаты, Поп с Попадьей придумывают хитрость — отправить Балду к чертям за оброком. Но Балда сумел перехитрить чертей и самого Старого беса; он вернулся к Попу и отправил его третьим щелчком под облака, а сам пошёл снова бродить по свету.


«СКАЗКА ПРО ШУТА, СЕМЕРЫХ ШУТОВ ПЕРЕШУТИВШЕГО» («Le Chout», «Le Bouffon», «Der Narr»), одноактный балет в 6 картинах (по мотивам рус. нар. сказок). Комп. и сцен. С.С. Прокофьев. 17.5.1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. М.Ф. Ларионов и Т. Славинский, худ. Ларионов, дирижёр Э. Ансерме; Шут — Славинский, Шутиха — Л. Соколова. 1927, Кёльн, балетм. Ф.Х. Ценпфенниг. 1932, «Балле рюс де Монте-Карло», Монте-Карло, балетм. Б.Г. Романов, худ. Л. Зак. 1950, фестиваль «Флорентийский май», балетм. А. Миллош, худ. Р. Гуттузо. 1957, «Комише опер», Берлин, балетм. Г. Штейнвег. В СССР: 27.1.1928, Киевский т-р, под назв. «Блазень», балетм. М.Г. Дысковский, худ. И. Армашевский-Курочка, дирижёр А. Орлов; Шут — А. Бердовский, Шутиха — В. Мерзахина.
Шут с помощью своей жены Шутихи ловко одурачивает семерых шутов — продаёт им чудо- плётку, которой они напрасно пытаются усмирить своих жён. Переодевшись молодухой, Шут «выходит замуж» за богатого купца и оставляет ему вместо «невесты» в спальне козу, за которую потом берёт большой выкуп. Недоразумения заканчиваются общей весёлой пляской. БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОДЕРЖАНИИ БАЛЕТА — см.


«СКРЯБИНИАНА» , танцевальная сюита на муз. А.Н. Скрябина, инструментовка Д.Р. Рогаль-Левицкого, сцен, и балетм. К.Я. Голейзовский. 17.10.1962, Большой т-р, худ. В.К. Клементьев, дирижёр A.M. Жюрайтис. В составе сюиты: «Гирлянда» (исполнители Н.А. Валович, М.А. Воднева, М.В. Ермолов, B.C. Лагунов), «Три настроения» (Е.Л. Черкасская, М.А. Тихомирнов), «Трагическая поэма» (Н.В. Филиппова, С.И. Кауфман), «Лирический этюд» (Н.В. Васильева, Г.Б. Ситников), «Мазурка» (Л.И. Богомолова, затем Е.С. Максимова), «Романтический дуэт» (Н.В. Чистова, Б.И. Хохлов), «Вакхический этюд» (И.Л. Возианова, Л.Е. Дементьева, Н.Р. Кривовяз, Т.А. Мокрова), «Дифирамб» (Е.Л. Рябинкина, С.К. Власов и др.), «Героический этюд» («Героика»; Г.В. Ледях), «Мечты» (Е. Л. Рябинкина, С.К. Власов).


«СЛАВЯНСКИЕ ТАНЦЫ» («Slovanske tanсе»), балеты на муз. «Славянских танцев» А. Дворжака. 8.9.1901, Нац. т-р, Прага, балетм. А. Вискузи. 1956, там же, балетм. А. Ланда. 1938, Брно, балетм. И.В. Псота. 1972, балетм. Л. Хинкова. За рубежом: 1941, «Балле тиэтр», Мехико (под назв. «Славоника»), балетм. Псота. 1948, Берлин (под назв. «Пугало»), балетм. А. Петерка.


«СНЕГУРОЧКА» («Весенняя сказка»), хореографич. сюита на муз. П.И. Чайковского, 1) в 2 актах, сцен. В.А. Варковицкий и Ю.И. Слонимский. 5.7.1946, Москва, филиал Большого т-ра, выпускной спектакль Моск. хореографич. уч-ща, балетм. Варковицкий, худ. П.В. Вильямс (декорации) и С.К. Самохвалов (костюмы), дирижёр С.С. Сахаров; Снегурочка — Т. Тучнина, Дед Мороз — Л. Жданов, Баба Яга — С. Иванова, Лель — Ю. Выренков. 2) В 3 актах (муз. ред. Л.В. Фейгина), сцен. и балетм. В.П. Бурмейстер. 6.11.1963, Москва, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, худ. Б.И. Волков (декорации) и Ю.М. Стройкова (костюмы), дирижёр В.А. Эдельман; Снегурочка — В.В. Данилович, Дед Мороз — К.С. Бителев, Купава — Э.Е. Власова, Мизгирь — Э.Г.Перкун, Лель — В.Ф. Иващенко, царь Берендей — А.А. Клейн.
В др. городах СССР: Одесса (1953, балетм. В.И. Вронский), Куйбышев (1965, балетм. Н.В. Данилова). За рубежом: 1961, труппа «Лондон фестивал балле», сцен. и балетм. В.П. Бурмейстер, худ. Ю.И. Пименов и Г. Епишин.


«СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» («Notre Dame de Paris»), балет в 2 актах 13 картинах (по роману В. Гюго). Комп. М. Жар, сцен. и балетм. Р. Пти. 11.12.1965, парижская Опера, худ. Р. Аллио (декорации) и И. Сен-Лоран (костюмы); Эсмеральда — К. Мот, Квазимодо — Пти, Клод Фролло — С. Атанасов, Феб — Ж.П. Бонфу. 1974, Марсельский балет, возобн., балетм. и худ. те же. Спектакль показан в СССР труппами парижской Оперы (1970) и Марсельского балета (1974). В СССР: 1978, Т-р им. Кирова, балетм. и худ. те же, дирижёр В.А. Федотов; Эсмеральда — Г.С. Мезенцева, Квазимодо — Н.И. Ковмир, Клод Фролло — Ю.Я. Гумба.
Париж конца 15 века. Прекрасная цыганка Эсмеральда несправедливо обвинена в убийстве капитана королевских стрелков Феба, спасшего её от преследования. В действительности же офицер пал от руки ревнивого священника Клода Фролло. Звонарь Собора Парижской богоматери, несчастный и уродливый Квазимодо пытается укрыть Эсмеральду в одной из башен Собора, но Клод Фролло находит её и выдаёт палачам. Обезумевший от горя Квазимодо убивает злодея и уносит тело той, которую любил. Большую роль в драматургии балета выполняют массовые сцены — праздник шутов, погоня за Эсмеральдой по ночному Парижу, веселье в таверне, осада Собора, казнь Эсмеральды.


«СОЛЬВЕЙГ» («Ледяная дева»), балет-сказка в 3 актах на муз. Э. Грига, инструментовка Б. В. Асафьева, сцен. Б.Г. Романов, А.А. Шайкевич, П.П. Потёмкин. 24.9.1922, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. П.Н. Петров, дирижёр В.А. Дранишников, худ. А.Я. Головин; Сольвейг (Ледяная дева) — Э.И. Билль, Ганс — М.А. Дудко, Озе (Лесная дева) — О.М. Яковлева, Птица — Г.И. Большакова. В 1927 пост. там же под назв. «Ледяная дева». 25.12.1952, в муз. ред. Асафьева и Е.М. Корнблита, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л.В. Якобсон, худ.— В.М. Ходасевич, П.А. Штерич, В.М. Купер; Сольвейг — В.М. Станкевич, Властительница Ледяного царства — М.Б. Даровская, Олаф — Н.Л. Морозов, Дружко — В.М. Тулубьев, Подружка — Р.С. Шевченко, Сваха — Н.Н. Латонина, Сват — Н.Н. Филипповский.


«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» , балеты на сюжет одноим. комедии У. Шекспира, 1) одноактный на муз. Ф. Мендельсона (увертюра и скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» и «Песни без слов»), с дополнением муз. Л.Ф. Минкуса. 14.7.1876, Мариинский т-р, балетм. М.И. Петипа, худ. М.И. Бочаров и П.Б. Ламбин, дирижёр А.Д. Папков; Титания — Е.П. Соколова, Оберон — П.А. Гердт.
2) Одноактный на ту же музыку со вставными номерами («Полёт бабочек» на муз. Ф. Шопена и «Вальс-фантазия» М.И. Глинки). 27.3.1906, выпускной спектакль Петерб. театр, уч-ща на сцене Мариинского т-ра, балетм. М.М. Фокин; Оберон — В.Ф. Нижинский, Титания — Е.А. Смирнова.
3) В 2 актах 6 картинах («A Midsummer Night's Dream») на муз. Мендельсона (к одноим. комедии Шекспира, оперетте «Возвращение с чужбины», трагедии Расина «Аталия»; на муз. концертной увертюры «Прекрасная Мелузина», юношеской симфонии № 9 для струнных инструментов, кантаты «Первая Вальпургиева ночь»). 17.1.1962, «Нью-Йорк сити балле», «Сити сентер», Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин, худ. Д. Хейс (декорации), Б. Каринска (костюмы); Титания — М. Хейден, Ипполита — Г. Говрин, Гермия — П. Мак-Брайд, Елена — Джиллана, Оберон — Э. Виллелла, Пак — А. Митчелл, Лизандр — Н. Магальянес, Деметрий — Б. Картер, Основа — Р. Васкес, Тезей — Ф. Монсион, ведущие исполнители в дивертисменте 2-го акта — В. Верди и К. Ладлоу. Экранизирован в 1966.
4) Одноактный под назв. «Сон» («The Dream») на муз. Мендельсона в аранжировке Дж. Ланчбери. 2.4.1964, Королевский балет, Лондон, балетм. Ф. Аштон, худ. Г. Бардон (декорации) и Д. Уокер (костюмы); Титания — А. Сибли, Оберон — А. Доуэлл.
5) 9.10.1973, «Роберт Джофри балле», Нью-Йорк, балетм. Д. Харт.


«СОНЕТЫ» , одноактный балет на муз. «Простой симфонии» Б. Бриттена. Сцен. М.Н. Лазарева и A.M. Пудалов. 5.4.1969, Кишинёвский т-р, балетм. Лазарева, худ. Э.Г. Стенберг, дирижёр Л.П. Гаврилов; Она — Р.А. Потехина, Юноша — А.И. Михалаки. 1973, Свердловский т-р, балетм. тот же.


«СОТВОРЕНИЕ МИРА» , балет в 3 актах (по мотивам сатирич. рисунков Ж. Эффеля). Комп. А.П. Петров, сцен. и балетм. В.Ю. Василёв и Н.Д. Касаткина. 23.3.1971, Т-р им. Кирова, худ. Э.Г. Стенберг, дирижёр В.А. Федотов; Адам — В.Н. Гуляев, Ева — Н.Д. Большакова, Бог — Ю.В. Соловьёв. 1978, Моск. классический балет, сцен., балетм. и худ. те же. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Харьков (1975, М.М. Газиев), Минск (1976, В. Н. Елизарьев), Таллин (1976, Касаткина и Василёв). За рубежом: Лейпциг (Э. Кёлер-Рихтер), Дрезден (В. Мюллер), Будапешт (1976, Касаткина и Василёв). Вопреки библейской легенде главные герои — Адам и Ева — отвергают запретный плод, предложенный им Чёртом. Познав любовь, они покидают Рай и уходят на необжитую Землю во имя сотворения человеческого Мира.


«СОТВОРЕНИЕ МИРА» («La Creation da Monde»), одноактный балет. Комп. Д. Мийо, сцен. Б. Сандрар. 25.10.1923, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин, худ. Ф. Леже; исполнители — Берлин и Э. Странден. Др. пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): Общество Камарго, Лондон (1931, Н. де Валуа), «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк (1960, Т. Болендер), Королевский балет, Стратфорд-он-Эйвон (1964, К. Макмиллан).


«СПАРТАК» , балет в 3 актах. Комп. А.И. Хачатурян, сцен. Н.Д. Волков. 27.12.1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л.В. Якобсон, худ. В.М. Ходасевич, дирижёр П.Э. Фельдт; Спартак — А.А. Макаров, Фригия — И.Б. Зубковская, Эгина — А.Я. Шелест, Красс — Р.И. Гербек. 11.3.1958, Большой т-р, балетм. И.А. Моисеев, худ. А.И. Константиновский, дирижёр Ю.Ф. Файер; Спартак — Д.Е. Бегак, Фригия — Н.И. Рыженко, Эгина — М.М. Плисецкая, Гармодий — Н.Б. Фадеечев. 4.4.1962, там же, балетм. Якобсон, худ. В.Ф. Рындин, дирижёр Файер; Спартак — Бегак, Фригия — Плисецкая, Эгина — Рыженко, Красс — А.И. Радунский, Раб — В.В. Васильев. 9.4.1968, Большой т-р, сцен, и балетм. Ю.Н. Григорович, худ. С.Б. Вирсаладзе, дирижёр Г.Н. Рождественский; Спартак — Васильев (затем М.Л. Лавровский, Ю.К. Владимиров, В.М. Гордеев, М.Л. Цивин), Фригия — Е.С. Максимова (затем Н.И. Бессмертнова, Н.И. Сорокина, Н.В. Павлова, Л.И. Семеняка), Эгина — Н.В. Тимофеева (затем С. Адырхаева, Рыженко), Красс — М.Э. Лиепа (затем Б.Б. Акимов, М.М. Габович и др.).
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Рига (1960, Е.Я. Чанга), Ереван (1961, тот же), Одесса (1962, 1968, Н.И. Трегубов), Донецк (1963, Н.И. Корягин), Минск (1964, О.М. Дадишкилиани), Вильнюс (1964, В.В. Гривицкас), Киев (1964, В.И. Вронский), Львов (1966, А.Ф. Шикеро), Харьков (1966, тот же), Свердловск (1966, Чанга), Новосибирск (1967, тот же), Баку (1967, Дадишкилиани), Ташкент (1967, И. Юсупов), Ашхабад (1969, К. Ниязов), Фрунзе (1969, У.О. Сарбагишев), Пермь (1969, Н.С. Маркарьянц), Улан-Удэ (1970, А.Ф. Батубаева), Одесса (1972, И.А. Чернышёв), Челябинск (1974, Сарбагишев), Алма-Ата (1974, 3. Райбаев), Днепропетровск (1975, Л. В. Воскресенская).
За рубежом: Прага (1957, 1976, Й. Блажек), Варшава (1968, Чанга), Будапешт (1968, Л. Шереги), Берлин (1973, Чанга).
Восстание рабов под предводительством Спартака и разгром его войсками Красса — подлинные события истории Рима (1 в. до и. э.). Столкновение двух миров — жестокости, насилия и благородных чувств, нравственного величия — раскрывается в красочных массовых сценах (триумф Красса, пир, заговор гладиаторов, сцены боя) и в развёрнутых монологах главных героев — мужественного Спартака, коварной гетеры Эгины, с помощью которой Крассу хитростью удаётся окружить лагерь восставших, и Фригии, любимой и верной жены Спартака, оплакивающей героя в финале спектакля.


«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» , фантастический балет в 3 актах 5 картинах с прологом и апофеозом (по сказкам Ш. Перро). Комп. П.И. Чайковский. Сцен. И.А. Всеволожский и М.И. Петипа. 3.1.1890, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Петипа, худ. Г. Левот, И.П. Андреев, К.М. Иванов, М.А. Шишков, М.И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дирижёр Р.Е. Дриго; Аврора — К. Брианца, Дезире — П.А. Гердт, фея Сирени — М.М. Петипа. 17.1.1899, Большой т-р, Москва, балетм. тот же, возобн. А.А. Горский, худ. А.Ф. Гельцер и К.Ф. Вальц, дирижёр А.Ф. Аренде; Аврора — Л.А. Рославлева, принц Дезире — И.Н. Хлюстин, фея Сирени — М.И. Грачевская, фея Карабос — В.Ф. Гельцер. 16.2.1914, Мариинский т-р, балетм. тот же, возобн. Горский, худ. К.А. Коровин, дирижёр Дриго.
На сов. сцене: 8.10.1922, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. Петипа, возобн. Ф.В. Лопухов, худ. Коровин, П.Я. Овчинников, B.C. Яковлев, С.И. Петров, Н.А. Клодт, дирижёр В.А. Дранишников; Аврора — Е.П. Гердт, Дезире — М.А. Дудко, фея Сирени — М.Ю. Пильц, фея Карабос — А.И. Чекрыгин. 25.3.1952, Т-р им. Кирова, балетм. К.М. Сергеев (по Петипа), худ. С.Б. Вирсаладзе, дирижёр Б.Э. Хайкин; Аврора — Н.М. Дудинская, Дезире — К.М. Сергеев, фея Сирени — А.Я. Шелест, фея Карабос — Б.В. Шавров. 24.5.1924, Большой т-р, балетм. В.Д. Тихомиров (по Петипа), худ. А.Ф. Гельцер, дирижёр Ю.Ф. Файер; Аврора — Е.В. Гельцер, Дезире — В.Д. Тихомиров, фея Сирени — М.В. Васильева, фея Карабос — В.И. Рябцев. 20.3.1936, там же, балетм. A.M. Meccepep, А.И. Чекрыгин, реж. Б.А. Мордвинов, худ. И.М. Рабинович, дирижёр Ю.Ф. Файер; Аврора — М.Т. Семёнова, Дезире — В.Д. Голубин, фея Сирени — Г.П. Петрова, фея Карабос — Г.А. Лерхе. 9.4.1952, там же, балетм. М.М. Габович и A.M. Meccepep, худ. М. Оболенский (декорации) и Л.Н. Силич (костюмы); дирижёр Ю.Ф. Файер; Аврора — О.В. Лепешинская, Дезире — В.А. Преображенский, фея Сирени — Л.К. Черкасова, фея Карабос — Е.С. Банке. 7.12.1963, там же, балетм. Ю.Н. Григорович (новая композиция и ред. по Петипа), худ. С.Б. Вирсаладзе, дирижёр Б.Э. Хайкин; Аврора — М.М. Плисецкая, Дезире — Н.Б. Фадеечев, фея Сирени — Р.К. Карельская, фея Карабос — Е.А. Холина. 31.5.1973, там же, балетм. Ю.Н. Григорович (по Петипа), худ. С.Б. Вирсаладзе, дирижёр А.А. Копылов; Аврора — Е.С. Максимова, Дезире — В.В. Васильев, фея Сирени — М.К. Леонова, фея Карабос — В.А. Левашов.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Харьков (1935, К.Я. Голейзовский; 1979, К.М. Сергеев и Н.М. Дудинская), Киев (1937, Г.А. Берёзова; 1950, Ф.В. Лопухов), Саратов (1941, К.И. Сальникова; 1962, В.Т. Адашевский), Рига (1948, Е.А. Тангиева-Бирзниек), Новосибирск (1952, В.И. Вайнонен; 1967, К.М. Сергеев), Свердловск (1952, М.Л. Сатуновский; 1966, СМ. Тулубьева), Львов (1952, Н.И. Трегубов; 1965, М.С. Заславский), Пермь (1953, Ю.П. Ковалёв; 1968, Н.С. Маркарьянц), Минск (1954, К.А. Муллер; 1970, Н.А. Фёдорова), Алма-Ата (1954, Ю.П. Ковалёв; 1972, Ю.Я. Дружинин); Донецк (1954, М.Д. Цейтлин; 1972, СМ. Тулубьева), Баку (1955, Г.Г. Алмасзаде), Вильнюс (1955, В.В. Гривицкас, М.Ф. Моисеев, К.И. Сальникова; 1968, Э. Танн), Горький (1953, Г.И. Язвинский; 1973, Ю.Я. Дружинин), Куйбышев (1955, Н.В. Данилова; 1970, Э. Танн), Фрунзе (1956, В.К. Литвиненко; 1969, Ю.Я. Дружинин), Улан-Удэ (1957, М.С. Заславский), Тбилиси (1959, В.М. Чабукиани), Казань (1959, К.Ф. Боярский), Челябинск (1961, О.М. Дадишкилиани), Таллин (1962, В.Х. Пяри; 1969, М.О. Мурдмаа), Кишинёв (1965, С.М. Тулубьева), Одесса (1971, И.А. Чернышёв), Уфа (1972, Б.М. Брускин), Душанбе (1975, В. Пяри).
За рубежом: Италия: «Ла Скала» (1896, Дж. Саракко; 1949, М. Вальман). Великобритания: Лондон, Русский балет Дягилева (1921, ред. Петита, возобн. Н.Г. Сергеев, с отдельными танцами Б.Ф. Нижинского), «Сэдлерс-Уэллс балле» (1939, Н.Г. Сергеев; 1946, Сергеев, Ф. Аштон, Н. де Валуа), Королевский балет (1968, П. Райт), «Интернэшонал балле» (1948, Н.Г. Сергеев), «Лондон фестивал балле» (1967, Б. Стивенсон). Франция: Париж, Русский балет Дягилева (1922, одноактный вариант «Свадьба Спящей красавицы»), парижская Опера (1948, одноактный вариант «Дивертисмент», С. Лифарь), «Гран балле дю марки де Куэвас» (1960, Нижинская, Р. Хелпмен), Марсель (1960, Р. Хайтауэр). Чехословакия: Прага (1924, Р. Ремиславский; 1948, С. Махов; 1967, И Блажек), Брно (1952, И. Псота). Югославия: Загреб (1924, В.Д. Тихомиров). Болгария: София (1928, 1938, М. Фроман, 1959, Ф.И. Балабина, 1972, П. Райчев). Бельгия: «Театр де ла Монне» (1937, М. Качаровский). США: «Филадельфия балле» (1937, К. Литлфилд), «Американ балле тиэтр» (1941, одноактный вариант, А. Долин), «Нэшонал балле» (1972, Б. Стивенсон). Дания: Королевский балет (1949, одноактный вариант; 1957, Н. де Валуа). ГДР: Берлин (1949, Т. Гзовская), Лейпциг (1960, Э. Кёлер-Рихтер), Дрезден (1963, Т. Шиллинг). Швеция: Королевский балет (1955, М. Скипинг). Польша: Познань (1956, Е. Гогул). ФРГ: Штутгарт (1957, Н. Берёзов), Мюнхен (1965, X. Розен, Д. Аная, С. Прайсер), Кёльн (1967, П. Райт), Гамбург (1978, Дж. Ноймайер). Австрия: Вена (1963, В. Орликовский). Венгрия: Будапешт (1967, 1975, П.А. Гусев), Аргентина: театр «Колон» (1968, Дж. Картер). Япония: Токио (1969, X. Китахара). Нидерланды: Нац. балет (1971, Р. Казен). Канада: Нац. балет (1972). Финляндия: Хельсинки (1972, Н. Берёзов). Турция: Анкара (1972, Дж. Гилгаш).
Прекрасная Аврора, дочь короля Флореста-на XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия, — такова месть злой феи Карабос, к-рую старший церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Много лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает её поцелуем. Их счастливая любовь и свадьба разрушают злые чары феи Карабос.


«СТАЛЬНОЙ СКОК» («Pas d'acier»), одноактный балет в двух картинах. Комп. С.С. Прокофьев, сцен. Прокофьев и Г.Б. Якулов. 7.6.1927, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Л.Ф. Мясин, худ. Якулов, дирижёр Р. Дезормьер; исполнители — Мясин, Л.П. Чернышёва, А.Д. Данилова, С. Лифарь, Л. Вуйциковский. 1948, Т-р Елисейских полей, Париж, балетм. Лифарь.


«СТЕНЬКА РАЗИН» , одноактные балеты на муз. одноим. симфонич. поэмы А.К. Глазунова. 28.11.1915, сцен. и балетм. М.М. Фокин, Мариинский т-р, худ. М.П. Бобышов, дирижёр Глазунов; Степан Разин — П.З. Андреев, Дочь хана — В.П. Фокина. 7.11.1918, Большой т-р, Москва, балетм. А.А. Горский, худ. П.П. Кончаловский; исполнители — А.Д. Булгаков и М.Р. Рейзен.


«СЧАСТЬЕ» , балет в 3 актах 6 картинах. Коми. А.И. Хачатурян, сцен. Г.А. Ованесян. 24.10.1939, труппа Т-ра им. Спендиарова на сцене Большого т-ра, балетм. И.И. Арбатов, худ. С.И. Аладжанян, дирижёр К.С. Сараджев; Каринэ — Л.П. Воинова-Шиканян, Армен — С.К. Саркисян, Габо-Бидза — Арбатов, Мариам-Баджи — Ш.А. Варосян, Азат — А.Т. Гарибян, Авет — Э.М. Мурадян.






А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010