«ГАВРОШ», балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам романа В. Гюго «Отверженные»), Комп. Б.Л. Битов, и Е.М. Корнблит, сцен. Л.Т. Браусевич, В.А. Варковицкий. 28.2.1958, Ленингр. Малый т-р, балетм. Варковицкий, худ. Т.Г. Бруни, дирижёр Корнблит; Фаншетта — Л.Н. Сафронова, Мариоль — B.C. Зимин, Гаврош — Г.И. Исаева, дед Каше — Н.Н. Филшшовский, Фат — Л.П. Вариченко.
«ГАЗЕЛЬДА, ИЛИ ЦЫГАНЫ» балет в 2 актах 4 картинах с прологом. Комп. Ч. Пуньи, сцен. Ж. Перро. 12.2.1853, Большой т-р, Петербург, балетм. Перро, худ. А.А. Роллер, Г.Г. Вагнер; Газельда — К. Гризи (позднее — Г. Иелла, Н.К. Богданова, М.С. Петипа, А.И. Прихунова). 17.12.1854 Большой т-р, Москва, балетм. Теодор (Шион) (по Ж. Перро), худ. А. Бредов, Ф.К. Вальц, П.А. Исаков, Лебастид, Ф.И. Шеньян, дирижер П.Н. Лузин; Газельда — Т. Теодор, Нарда — А.И. Воронина, Цингаро — Теодор (Шион), Родольф — Ф.А. Рейнсгаузен.
«ГАЛАНТНАЯ ИНДИЯ» («Les Indes Galantes»), опера-балет в 4 антре с прологом и эпилогом. Комп. Ж.Ф. Рамо, сцен. Л. Фюзелье. 23.8.1735, Академия музыки, Париж худ. Сервандони; исполнители — М. Салле Л Дюпре, Д. Дюмулен, Рамбон и др. Сохранялась в репертуаре до 1773. 18.6.1952, парижская Опера, на ту же муз, в обр. П. Дюка и А. Бюссе. (Пролог — «Дворец Гебы», балетм А. Авелин, худ. Ж. Дюпон; 1-е антре — «Благородный турок», балетм. тот же, худ. Ж. Вакевич; 2-е антре — «Инки в Перу», балетм. С. Лифарь, худ. Ж. Карзу; 3-е антре — «Цветы», балетм. X. Ландер, худ. Фост и Мулен; 4-е антре — «Дикари», балетм. Лифарь, худ. Шаплен-Миди; Эпилог, балетм Лифарь); исполнители — Лифарь, Л. Дейде, М. Рено, Л. Дарсонваль, Н. Вырубова, А. Калюжный и др.
«ГАМЛЕТ» («Hamlet»), балеты на сюжет одноим. трагедии У. Шекспира: 1) Трагико-пантомимич. балет в 5 актах. Комп. и балетм. Ф. Клерико. 1788, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция. Гл. партия — Клерико. Пост, также: 1791, Ливорно; 1793, Милан; 1793, Флоренция; 1795, Болонья; 1798, Венская придворная опера.
2) Одноактный балет на муз. Р. Галленберга. 1816, «Порт-Сен-Мартен», Париж, балетм. Л. Анри. 1822, Вена, балетмейстер тот же.
3) Одноактный балет на муз. симфонич. поэмы Ф. Листа «Г.». 1934, труппа Б.Ф. Нижинской, парижская Опера, балетм. Нижинская, худ. Ю.П. Анненков; гл. партия — Б.Ф. Нижинская.
4) Одноактный балет на муз. увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Г.». Сцен. и балетм. Р. Хелпмен. 19.5.1942, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, худ. Л. Харри; Гамлет — Р. Хелпмен, Офелия — М. Фонтейн. 1964, возобн., там же. В СССР: под назв. «Размышления». Сцен, и балетм. Н.А. Долгушин. 15.2.1970, Ленингр. Малый т-р, худ. И.А. Мурин, дирижёр Ю.Б. Богданов; Гамлет — Долгушин, Офелия — Л.Б. Климова.
5) Балет в 3 картинах с прологом. Комп. Б. Блахер, сцен. Т. Гзовская. 19.11.1950, Городская опера, Мюнхен, балетм. В. Гзовский, худ. X. Юргенс, дирижёр Р. Хегер. 1952, Гамбург, балетм. X. Сведлунд. 1953, Зап. Берлин, балетм. Гзовская. 1954, Штутгарт, балетм. тот же. 1962, Ганновер, балетм. И. Георги.
6) Балет на муз. Д.Д. Шостаковича к драматич. спектаклю и фильму «Г.». 1969, Ленингр. студия телевидения, фильм-балет. Сцен. Н.А. Камкова, балетм. В.Е. Камков; Гамлет — М.Э. Лиепа, Офелия — И.А. Холина, Гертруда — М.Н. Алфимова. 1971, Петрозаводск, балетм. М.М. Мнацаканян, худ. Б.А. Мессерер; Гамлет — Ю. Сидоров, Офелия — С. Губина. 1972, Ереван, балетм. тот же; Гамлет — Р.Г. Харатян. 1975, «Бостон балле», балетм. Л. Монреаль.
7) Одноактный балет под назв. «Гамлет подразумеваемое» на муз. А. Копленда. 1976, «Американ балле тиэтр», балетм. Дж. Ноймайер. 1978, Пермский т-р, под назв. «Фрески Эльсинора», балетмейстер A.M. Полубенцев.
8) Балет в 3 актах 11 картинах. Комп. Н.П. Червинский, сцен. Н.Д. Волков и А.Г. Хандамирова. 12.12.1970, Т-р им. Кирова, балетм. К.М. Сергеев, худ. С.М. Юнович, дирижёр В.А. Федотов; Гамлет — Долгушин, Офелия — А.И. Сизова, Клавдий — А.А. Сапогов, Полоний — А.А. Миронов, Лаэрт — Б.В. Бланков.
9) Балет в 3 актах 12 картинах. Комп. Р.К. Габичвадзе, сцен. В.М. Чабукиани и А.Г. Хандамирова. 11.5.1971, Тбилиси, балетм. Чабукиани, худ. М.Д. Мурванидзе, дирижёр В.Л. Палиашвили; Гамлет — В.Г. Абуладзе, Офелия — Н.Ш. Аробелидзе, Гертруда — М.К. Махарадзе, Клавдий — Б.Г. Монавардисаашвили, Король — Р.А. Арутюнов, Полоний — Г.А. Дзасохов, Лаэрт — Г.М. Абесадзе.
10) Балет в 2 актах. Комп. А.П. Исакова, сцен, и балетм. Б.Г. Аюханов. 22.12.1972, «Молодой балет», Дворец культуры им. В.И. Ленина, Алма-Ата, худ. — Э. Гейдельбрехт; Гамлет — Б.Г. Аюханов, Офелия — Т. Анющенко.
«ГАРЛЕМСКИЙ ТЮЛЬПАН» , фантастический балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Б.А. Щель (Фитингоф-Шель), сцен. Л.И. Иванов. 4.10.1887, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Иванов и М.И. Петипа, худ. Г. Левот (декорации) и Е.П. Пономарёв (костюмы); Эмма — Э. Бессонэ (позднее Е. Корнальба), К. Брианца, А.Х. Иогансон), Питерс — П.А. Гердт, Андрес — А.Ф. Бекефи. 1903, возобн. там же А.В. Ширяевым (пост. Иванова и Петипа): Эмма — В.А. Трефилова. 1902, возобн. 2-й акт (под назв «Поле тюльпанов» по Иванову и Петипа), выпускной спектакль Петерб. театр, уч-ща, балетм. К.М. Куличевская.
«ГАЯНЭ» , балет в 4 актах. Комп. А.И. Хачатурян (частично использована музыка его же балета «Счастье»), сцен. К.Н. Державин. 9.12.1942, Т-р им. Кирова (на сцене Пермского т-ра), балетм. Н.А. Анисимова, худ. Н.И. Альтман (декорации) и Т.Г. Бруни (костюмы), дирижёр П.Э. Фельдт; Гаянэ — Н.М. Дудинская, Армен — К.М. Сергеев, Нунэ — Т.М. Вечеслова, Карен — Н.А. Зубковский, Гико — Б.В. Шавров. 1945, возобн., Т-р им. Кирова, Ленинград, худ. В.Ф. Рындин. 1952, новая пост., там же, сцен., балетм. и дирижёр те же, худ. В.И. Доррер; Гаянэ — Дудинская, Армен — Сергеев, Нунэ — Ф.И. Балабина, Карен — Зубковский, Гико — Шавров. 1972, Ленингр. Малый т-р, сцен, и балетм. Б.Я. Эйфман, худ. З.А. Аракшуни, дирижёр П.А. Бубельников; Гаянэ — Т.И. Фесенко, Армен — A.M. Сидоров, Мацак — Г.Р. Замуэль, Гико — В.В. Островский. 1957, Большой т-р, в 3 актах 7 картинах с прологом, сцен. Б.В. Плетнёв, балетм. В.И. Вайнонен, реж. Э.И. Каплан, худ. В.Ф. Рындин, дирижёр Ю.Ф. Файер; Гаянэ — Р.С. Стручкова, Армен — Ю.Г. Кондратов, Мариам — Н.Н. Чкалова, Георгий — Я.Д. Сех. 1972, «Сюита из балета „Гаянэ"», одноактный балет, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, сцен. и балетм. А.В. Чичинадзе, худ. М.А. Соколова, дирижёр В.А. Эдельман; Гаянэ — М.С. Дроздова, Армен — B.C. Тедеев, Нунэ — А.К. Гайсина, Карен — М.В. Крапивин. 1977, ансамбль Московский классический балет, сцен. и балетм. Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв, худ. В. Клементьев, дирижёр В. Эдельман; Гаянэ — Н. Данилова, Айша — А. Сердюк, Армен — С. Исаев, Курд — С. Станов. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Свердловск (1943, Н.А. Анисимова), Ереван (1947, Н.А. Анисимова; 1971, М.С. Мартиросян; 1974, В.Ш. Галстян), Киев (1947, С.Н. Сергеев), Таллин (1970, Э. Суве), Воронеж (1971, М.С. Мартиросян), Пермь (1971, Л.Е. Бородулин), Улан-Удэ (1973, Мартиросян), Рига (1976, Б.Я. Эйфман).
За рубежом: ГДР (Лейпциг, 1948; Грейц, 1952; Котбус, 1952 и 1974; Веймар, 1953 и 1968; Шверин, 1954; Берлин, 1955; Эрфурт, 1967; Гера, 1972, и др.). Чехословакия (Кошице, 1951; Оломоуц, 1957; Братислава, 1957, и др.). Болгария (1961, Софийская нар. опера, балетм. Н.А. Анисимова). ФРГ (Висбаден, 1972, И. Кереш). Польша (1975, Лодзь, Эйфман).
Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на территорию Сов. Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ молодой человек Армен. Соперник Армена Гико за невольное содействие врагу расплачивается жизнью. Финал балета — апофеоз дружбы народов СССР.
«ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА» («Геологи»), одноактный балет. Комп. Н.Н. Каретников, сцен. И балетм. Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв. 26.1.1964, Большой т-р, худ. Э.Г. Стенберг, дирижёр А.А. Копылов; Геологи — Н.И. Сорокина, Ю.К. Владимиров, В.А. Кошелев.
«ГИТАНА, ИСПАНСКАЯ ЦЫГАНКА» , балет в 3 актах 5 картинах (с прологом). Комп. Ф. Обер и И.Ф. Шмидт, сцен, и балетм. Ф. Тальони. 23.11.1838, Большой т-р, Петербург, худ. А.А. Роллер и А.А. Фёдоров (декорации), Бальше и Матье (костюмы); Лауретта — М. Тальони (1840 — Е.И. Андреянова), Иван — Н.О. Гольц. 7.10.1843, Большой т-р, Москва, балетм. П.И. Дидье (по Ф. Тальони); Лауретта — Е.И. Андреянова (позднее — И. Матиас, Л.Н. Гейтен, М.П. Станиславская).
«ГОЛУБОЙ ДУНАЙ» , балет в 3 актах на муз. И. Штрауса (в обр. и с дополнениями Е.М. Корнблита). Сцен. Н.Д. Волков. 13.12.1956, Малый оперный т-р, Ленинград, балетм. Б.А. Фенстер, худ. Т.Г. Бруни, дирижёр Корнблит; Анна — В.М. Станкевич, Франциска — С.К. Шеина, Франц — B.C. Зимин. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Куйбышев (1957, Н.В. Данилова); Рига, под назв. «У голубого Дуная» (1957, Е.А. Тангиева-Бирзниек); Минск (1958, С.В. Дречин); Свердловск (1958, Г.И. Язвинский); Харьков (1957, И.В. Ковтунов); Вильнюс (1958, В.В. Гривицкас); Уфа (1959, Дречин); Улан-Удэ (1961, Дречин); Киев (1961, Тангиева-Бирзниек); Кишинёв (1963, Дречин); Воронеж (1965, К.А. Муллер); Краснодар (1969, А.Д. Гулеско); Рига (1975, под назв. «У голубого Дуная», Е.А. Тангиева-Бирзниек); Вильнюс (1976, Э. Букайтис) и др.
«ГОЛУБОЙ ЭКСПРЕСС» («Le Train bleu»), одноактный балет. Комп. Д. Мийо, сцен. Ж. Кокто. 20.6.1924, Русский балет Дягилева, Т-р Елисейских полей, Париж, балетм. Б.Ф. Нижинская, худ. А. Лоран (декорации), К. Шанель (костюмы), П. Пикассо (занавес); исполнители—Л. Соколова, А. Долин, Нижинская, Л. Вуйциковский. 1930, Ганновер (под назв. «Поезд дальнего следования»), балетм. И. Георги. 1931, Берлин, балетм. тот же.
«ГОЛЫЙ КОРОЛЬ» («Le Roi nu»), одноактный балет-комедия (по одноим. сказке Х.К. Андерсена). Комп. Ж. Франсе, сцен, и балетм. С. Лифарь. 15.6.1936, парижская Опера, худ. П. Пруна; исполнители — И. Шовире, Лифарь, П. Губе. 1937, Кёльн, балетм. И. Хертинг. 1938, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. Н. де Валуа. 1952, Зап. Берлин, балетм. Г. Бланк. 1953, Лейпциг, балетм. Г. Штайнвег. 1968, Вена, балетм. Э. Бернхофер.
«ГОЛЬДБЕРГСКИЕ ВАРИАЦИИ» («The Goldberg Variations»), балет в 2 частях на муз. И.С. Баха. 27.5.1971, «Нью-Йорк Сити балле», Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс, худ. Дж. Юла (костюмы), партия фп. Г. Бёлцнер; исполнители — Г. Керкленд, С. Леланд, Дж. Клиффорд, Р. Майорано, К. фон Арольдинген, С. Хендл, П. Мак-Брайд, X. Томассон. В 1972 «Г. в.» были показаны на гастролях в СССР.
«ГОРАЦИИ И КУРИАЦИИ» («Gli Orazi e I Curiazi», «Les Horaces»), балет по трагедии П. Корнеля. Комп. И. Старцер. 6.1.1775, «Кернтнертортеатр», Вена, балетм. Ж.Ж. Новер. 1777, Королевская академия музыки, Париж, балетм. тот же; в гл. партии — Гейнель. Пост. по Новеру: 1776, Милан. 1776, Венеция, балетм. Франки. 1776, Неаполь, балетм. Ш. Ле Пик. 1776, Вена, балетм. Галле. В России: 10.2.1802, Большой (Петровский) т-р, Москва, балетм. Дж. Соломони.
«ГОРДА» («Важибедия»), балет в 4 актах 10 картинах. Комп. Д.А. Торадзе, сцен. В.М. Чабукиани и О. Эгадзе. 30.12.1949, Т-р им. Палиашвили, балетм. Чабукиани, худ П.Г. Лапиашвили, дирижёр Д.Л. Мирцхулава; Горда — Чабукиани, Ирема — В.В. Цигнадзе, Джавара — И.А. Алексидзе, Мамия — З.М. Кикалейшвили (Гос. пр. СССР, 1951). 1957, 2-я ред., там же, балетм., худ., дирижёр те же; Горда — Кикалейшвили, Ирема — Цигнадзе, Джавара — Л.И. Митаишвили, Мамия — P.P. Магалашвили.
Юный ваятель Горда отвергает любовь княжны Джавары ради прекрасной дочери царя Иремы. Избавляя Ирему от притязаний Халифа на её руку, Горда женится на ней. Бессильны попытки коварной княжны помешать его счастью: победа Горды над иноземными захватчиками предотвращает гибель его сына Бадри, к-рой требовала ставшая прорицательницей Джавара. Народ прославляет победителя.