Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"Д"


Дворжак (Dvorak) Антонин  (8.9.1841, Нелагозевес на Влтаве,—1.5.1904, Прага)
- чеш. композитор и дирижёр. В своих произведениях Дворжак часто использовал разл. танц. жанры: им написаны менуэты, фурианты, вальсы, мазурки, шотландские танцы. Прославленные «Славянские танцы» поэтически воссоздают ритмы и интонац. обороты чеш., словацкого, польского, сербского и украинского фольклора. Симфония., инструментальное и оперное творчество Дворжака также пронизано нац. чешскими и словацкими (в нек-рых произв. позднего периода — негритянскими и индейскими) интонациями и ритмами. Среди балетов на муз. Дворжака: «Славянские танцы» (1901, Нац. т-р, Прага, балетм. А. Вискузи), «Поэма» (на муз. симфония, поэмы «Водяной», 1967, Брауншвейг, балетм. М. Тауберт), «Дворжак — вариации» (на муз. Симфонических вариаций для струнного оркестра, 1976, «Лондон фе-стивал балле», Лондон, балетм. Р. Хайнд), «Симфония из Нового света» (1971, Балет Валлонии, Бельгия, балетм. X. Лефебр), «Листья увядают» (1975, «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. А. Тюдор), «Струнный квартет» (на муз. «Американского квартета», 1976, «Нортерн дане тиэтр», Великобритания, балетм. Т. Тарп) и др.


Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль  (22.8.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа,—25.3.1918, Париж)
- франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Э. Гиро и фортепьяно А. Мармонтеля (1884). Выступал как пианист и дирижёр с исполнением собств. произведений. Неоднократно посещал Россию (1881, 1882, 1913) и испытал сильное влияние рус. музыки, особенно Мусоргского. Дебюсси является основоположником импрессионизма в музыке. Для его произв. характерна передача тончайших нюансов чувств и впечатлений от природы, изысканная звукопись, оригинальность гармонии и инструментовки. Муз. образам Дебюсси свойственны несколько расплывчатые контуры, богатый и утончённый колорит. Дебюсси — автор опер, произв. для оркестра, камерных ансамблей, инструм. пьес и романсов, балетов: «Игры» (1913, В.Ф. Нижинский), «Ящик с игрушками» (1913, пост. 1919, орк. А. Шапле, «Т-р лирик», Париж, балетм. А. Элле), «Камма» (1912, пост. 1947, орк. Ш. Кеклена, «Опера комик», Париж, балетм. Ж.Ж. Эчевери). Прелюдия Д. для симфония, оркестра «Послеполуденный отдых фавна» послужила основой многократных воплощений в балете и является одним из популярных произв. многих трупп мира: 1912, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. В.Ф. Нижинский; 1935, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1947, Нем. гос. опера, Берлин, балетм. Т. Гзовская; 1953, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Роббинс, показан в СССР труппой парижской Оперы в 1977; 1967, «Комише опер», Берлин, балетм. Т. Шиллинг, и др.

На муз. Дебюсси ставились балеты и танц. номера: «Мученичество св. Себастьяна» на муз. одноим. мистерии (1911, балетм. М.М. Фокин), «Облака» и «Сирены» (1913, балетм. Л. Фуллер), «Менестрели» (1929, Нью-Йорк, балетм. Ч. Вейдман), «Весна» (1945, Париж, балетм. Эчевери), «Серый ангел» (1953, Довиль, балетм. Ж. Скибин), «Мане» (1956, Брюссель, балетм. Эчевери), «Затишье» на муз. трёх частей из струнного квартета (1956, балетм. Т. Болендер), «Ночной остров» на муз. «Шести античных эпиграфов» в орк. Э. Ансерме (1965, балетм. Р. ван Данциг), «Избранница» (1966, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер), «Концертная сюита» (1956, парижская Опера, А. Чичинадзе), «Невеста ветра» на муз. струнного квартета (1967, балетм. Секуойо), «Море» (1968, «Комише опер», Берлин, балетм. Т. Шиллинг), «Бодлер» на муз. Д. и Вагнера (1968, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), «Песни Билитис» (1970, Лондон, балетм. Дж. Коули), «Туманы» на муз. фп. прелюдий (1970, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; показан в СССР в 1972 под назв. «Прелюдии»), «Цветы зла» (1971, Балет XX века, Брюссель, балетм. Бежар), «Затонувший собор» (1975, Гаага, балетм. И. Килиан).

В СССР: «Вальс» (1938, балетм. Л.В. Якобсон), «Лунный свет», концертный номер (балетм. А.А. Лапаури), «Триптих на темы Родена» («Вечная весна» на муз. «Арабески», «Поцелуй» на муз. «Лунного света», «Вечный идол» на муз. романса «Чудесный вечер», все — 1958, Т-р им. Кирова, балетм. Якобсон), «Сиринкс» (1965, Ленингр. филармония, балетм. Г.Д. Алексидзе), «Лунный свет» (1977, балетм. Е. Ковтун) и др.



Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео  (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта,— 16.1.1891, Париж)
- франц. композитор. Чл. Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (у А. Адана). В 1865—72 хормейстер парижской Оперы. С 1881 профессор Парижской консерватории по классу композиции. В наибольшей степени дарование Д. проявилось в области театр, музыки (оперетты, оперы, музыка для драматич. спектаклей). Балетная муз. Д. подытоживает полувековой путь франц. романтич. балета; её новаторские черты, развитие драматич. начала в танце предвосхитили «симфонические балеты» 2-й пол. 19 — нач. 20 вв.

Глубокое понимание специфики балетного спектакля и высокое оркестровое мастерство проявились уже в первом балете Делиба «Ручей» (совм. с Л. Минкусом и Э. Дельдевезом; Делибу принадлежат 2-я и 3-я картины; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон; 1902, Мариинский т-р, балетм. А. Коппини). Эта музыка использована в балете «Праздничный вечер» (1925, парижская Опера, балетм. Л. Статс; возобн., там же, 1974). Партитура балета «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» (по новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек»; 1870, там же, балетм. А. Сен-Леон) обладает композиц. целостностью, разнообразием нац. колорита жанровых сцен и сочетает лирико-драматич. и комедийное начала: «...это первый балет, в к-ром музыка составляет не только главный, но и единственный интерес», — писал П.И. Чайковский, высоко оценивший также изящество, мелодич., рит-мич. и гармонич, богатство музыки Делиба. Принцип сквозного развития балетно-муз. драматургии свойствен и последнему балету Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы» (на сюжет из драматич. пасторали Т. Тассо «Аминта»; 1876, там же, балетм. Л. Мерант). Помимо этих балетов, перу Делиба принадлежит дивертисмент «Оживлённый сад» в балете Адана «Корсар» (1868, Большой т-р, Петербург).



Дельдевез (Deldevez) Эдуар Мари Эрнест  (31.5.1817, Париж,—6.11.1897, там же)
- франц. композитор, скрипач и дирижёр. Окончил Парижскую консерваторию (у Ф. Галеви и А. Бертона). Был дирижёром парижской Оперы. С 1874 проф. Парижской консерватории. Автор опер, симфоний, духовных соч., балетов: «Леди Генриетта, или Гринвичская служанка» (совм. с Ф. Флотовым и Ф. Бургмюллером, Дельдевезу принадлежит 3-е действие; 1844, балетм. Ж. Мазилье), «Эвхариса» (балет-пантомима, 1844, балетм. Ж. Коралли), «Пахита» (1846, балетм. Мазилье) — все в парижской Опере, «Мазарина, или Королева Абруццы» (под назв. «Катарина, дочь разбойника», пост. в 1847, «Театр де ла Монне», Брюссель), «Vert-Vert» (балет-пантомима, совм. с Ж.Б. Тольбеком; Дельдевез написал 1-й акт и часть 2-го; 1851, парижская Опера, балетм. Мазилье), «Бандит Янко» (1858, т-р «Порт-Сен-Мартен», Париж, балетм. Оноре). Один из авторов балета «Ручей» (совм. с Л. Делибом и Л. Минкусом; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон).


Джорца (Giorza) Паоло  (11.11.1832, Милан,—25.5.1914, Сиэтл, США)
- итал. композитор. Сочинил св. 70 балетов, к-рые были пост. балетмейстерами: Дж. Рота — «Белые и чёрные» («Хижина дяди Тома», 1853, «Ла Скала», Милан), «Клеопатра» (1859, там же); Рота и Ж. Сен-Жоржем — «Маска, или Венецианские ночи» (1864, парижская Опера); Дж. Казати — «Шекспир, или Сон в летнюю ночь» (1855, «Ла Скала»); П. Бори — «Обманщица» (1856, Вена), «Родольфо» (1858, «Ла Скала»); А. Паллерини — «От хитрости к хитрости» (1857, Палермо), «Ариэлла, или Цветок Арно» (1862, «Ла Скала»); Д. Ронцани — «Парижский озорник» (1858, «Ла Скала»); Э. Виотти — «Мадемуазель де Лавальер» (1858, т-р «Фениче», Венеция); П. Тальони — «Леонильда, или Невеста флибустьера» (1865, «Ла Скала»); Ж. Перро — «Дочь бандита» (1857, Парма); Л. Манцотти—«Нарента» (1887, «Ла Скала») и мн. др.


Доницетти (Donizetti) Гаэтано  (29.11.1797, Бергамо,—8.4.1848, там же)
- итал. композитор. Учился в Болонском музыкальном лицее (у С. Маттеи). Один, из крупнейших представителей итал. романтич. оперной школы. Ряд опер Доницетти, написанных для постановок в парижской Опере, включал развёрнутые балетные дивертисменты: «Мученики» (1840, балетм. Ж. Коралли), «Фаворитка» (1840, балетм. Ф.Д. Альбер) и «Дон Себастьян Португальский» (1843, балетм. тот же). На муз. Доницетти пост, балеты: «Доницетти-вариации» (на муз. из оперы «Дон Себастьян», 1960, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Доницеттиана» (1967, Франкфурт, балетм. Т. Болендер), «Фаворитка» (1969, «Харкнесс балле», Нью-Йорк, балетм. Б. Харкарви) и др. На темы из опер «Фаворитка» и «Дон Себастьян» комп. Д. Апайвор написал балет «Венециана» (1953, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. А. Хоуард).


Дриго (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич)  (30.6.1846, Падуя,—1.10.1930, там же)
- композитор и дирижёр. По национальности итальянец. Учился в консерватории в Венеции. С нач. 70-х гг. дирижёр оперных т-ров Венеции и Милана. С 1878 дирижёр Итал. оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского т-ра. В России жил св. 40 лет. Участвовал в первых пост, в Петербурге балетов П.И. Чайковского («Спящая красавица», 1890, балетм. М.И. Петипа, «Щелкунчик», 1892, балетм. Л.И. Иванов) и А.К. Глазунова («Раймонда», 1898, балетм. Петипа). После смерти Чайковского Дриго редактировал музыку «Лебединого озера» (совм. с М.И. Чайковским), инструментовал для петерб. пост. (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Дриго в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба. Музыка лучших балетов Дриго изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет «Арлекинада» (1900, Эрмитажный т-р, затем Мариинский т-р, балетм. Петипа), ставящийся во мн. странах мира. Ему принадлежит музыка балетов «Очарованный лес» (1887, Мариинский т-р, балетм. Л.И. Иванов), «Талисман» (1889, там же, балетм. Петипа), «Волшебная флейта» (1893, там же, балетм. Иванов), «Пробуждение Флоры» (1894, там же, балетм. Петипа), «Прелестная жемчужина» (1896, Большой т-р, Москва, балетм. Петипа), «Роман розы и бабочки» («Роман бутона розы», 1919, Мариинский т-р, балетм. А.И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов. В 1920 Дриго возвратился в Италию.










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010