Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"Б"


Байер (Bayer) Йозеф  (06.03.1852, Вена,—12.03.1913, там же)
- австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Учился в Коммерческой академии, затем в Венской консерватории. Играл в придворном оркестре, с 1885 года дирижёр балетных спектаклей Венской придворной оперы.

Сочинил 22 балета, многие из которых были поставлены И. Хасрайтером в Венской опере, в т. ч.: «Фея кукол» (1888, сохраняется в репертуаре театра), «Солнце и земля» (1889), «Танцевальная сказка» (1890), «Красное и чёрное» (1891), «Мир в картине и танце» (1892), «Любовь буршей» и «Вокруг Вены» (оба в 1894), «Маленький мир» (1904), «Фарфоровые безделушки» (1908), «Венский вальс» (1885, балетм. Л. Фраппар). Балет Байера «Роза любви» поставил Л. Манцотти (1898, Милан).



Баланчивадзе Андрей Мелитонович  [19.05(01.06).1906, Петербург,-27.04.1992]
- советский композитор, педагог и общественный деятель. Нар. артист СССР (1968). Окончил Тбилисскую (1927) и Ленинградскую (1931) консерватории. В 1931—34 годах заведующий музыкальной частью и композитор грузинских драматических театров в Тбилиси.

Автор опер, инструментальных произведений, первого советского грузинского балета «Сердце гор» (1-я ред. под назв. «Мзечабуки», 1936, Т-р им. Палиашвили; 2-я ред. 1938, Т-р им. Кирова), а также балетов «Страницы жизни» (1961, Большой т-р), «Мцыри» (по М. Ю. Лермонтову, 1964, Т-р им. Палиашвили). Музыка Баланчивадзе самобытна, мелодична и напевна, даёт большие возможности для создания интересных хореографических образов.

С 1935 года преподаватель (с 1942 года профессор) Тбилисской консерватории. С 1953 года председатель, в 1956—61 гг. и 1968—72 гг. первый секретарь правления Союза композиторов Грузинской ССР. Почётный председатель Грузинского музыкально-хореографического общества (с 1957 г.). Гос. премия СССР (1946, 1947).


Барток (Bartok) Бела  (25.03.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ныне Сыннико-лаул-Маре, СРР,—26.09. 1945, Нью-Йорк)
- венгерский композитор. Автор балетов: «Деревянный принц» (1916) и «Чудесный мандарин» (соч. 1918—19).

Оркестровые и камерные произведения Бартока привлекали многих хореографов. Наиболее известные балеты:
        на музыку для струнных, ударных и челесты —«Тайны» (1951, Париж, балетм. А. Миллош), «Путешествие» (1957, Нью-Йорк, балетм. К. Макмиллан), «Пленники» (1957, Лондон, балетм. П. Даррелл), «Saracenia» (1964, Париж, балетм. М. Декомбе), под тем же назв. (1965, Будапешт, балетмейстер И. Экк), «Dualis» (1967, Гаага, балетм. X. ван Манен), «Три разговора» (1970, Балтимор, балетм. Д. Дайамонд), «Узники» (1973, Будапешт, балетм. А. Фодор), «На следующее утро» (1974, Вюртемберг, балетм. И. Килиан);
        на музыку Концерта для оркестра — «На пороге времени» (1951, Рим, балетм. Миллош), «Концерт звёзд» (1956, Париж, балетм. X. Ландер), под тем же названием (1959, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер), «Семейный круг» (1958, Гаага, балетм. Р. ван Данциг), «Концерт» (1965, Печский балет, балетм. Экк) и др.;
        на музыку «Дивертисмента» — под тем же названием (1950, Гамбург, балетм. Д. Хойер; 1961, Печский балет, балетм. Экк), «Опус 12» (1964, Гаага, балетм. ван Манен; 1966, Бремен, балетм. Р. Адам; 1967, Кёльн, балетм. Г. Фуртвенглер; 1970, Познань, балетм. К. Джевецкий);
        на музыку «Танцевальной сюиты» — «Balvanyosvar» (1948,- Будапешт, балетм. Д. Харангозо), «Hungarica» (1956, Рим, балетм. Миллош; 1968, Будапешт, балетм. Ш. Баркочи; 1969, Дуйсбург, балетм. В. Вальтер; 1969, Нью-Йорк, балетм. Э. Фелд; 1974, Висбаден, балетм. И. Кереш);
        на музыку Сонаты для фортепьяно и ударных — «Corybantic» (1949, балетм. X. Лимон), «Соната тоски» (1954, Рио-де-Жанейро, балетм. Миллош), «Соната для троих» (1957, балетм. М. Бежар), «Вчерашние газеты» (1961, Нью-Йорк, балетм. Р. Джофри), «Баллада» (1966, Вена, балетм. X. Нитш; 1974, Познань, балетм. Джевецкий; 1974, Берлин, балетм. Т. Шиллинг);
        на музыку фортепианного цикла «Микрокосмос» — «Медея» (аранжированные фрагменты, 1950, балетм. Б. Кульберг; 1973, Париж, балетм. X. Лефебр; 1974, Печский балет, балетм. Экк и Ш. Тот);
        на музыку «Контрастов» для скрипки, кларнета и фортепиано — «Капричос» (1950, Нью-Йорк, балетм. Г. Росс);
        на музыку Концерта для фортепиано с оркестром № 2 — «Estro barbarico» (1963, Вена, балетм. Миллош);
        на музыку Концерта для фортепиано с оркестром № 3 — «Свадебный подарок» (1962, Лондон, балетм. Даррелл).


Бах (Bach) Иоганн Себастьян  (21.3.1685, Эйзенах,—28.7.1750, Лейпциг)
- немецкий композитор и органист. Бах создал множество произведений во всех современных ему музыкальных жанрах, кроме оперы и балета (хотя он часто использовал старинные и современные ему танцевальные формы).

Философская значительность и гуманизм творчества Баха, неисчерпаемая глубина музыкальных образов привлекают многих хореографов 20 в., которые стремятся к пластическому воплощению сложной полифонической ткани произведений Баха или используют их как основу действенных балетов (обычно философского содержания).

Среди постановок: «Этюд Баха» (1931, балетм. Б. Ф. Нижинская), «Стихии» на музыку увертюры-сюиты си минор (1937, балетм. М. М. Фокин), «Кончерто барокко» на музыку Концерта ре минор для 2 скрипок с оркестром (1941, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Dramma per musica» на музыку кантаты № 201 (1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), «Юноша и смерть» на музыку Пассакальи и фуги до минор для органа, в оркестровой версии О. Респиги (1946, Балет Елисейских полей, балетм. Р. Пти), «Круг» на музыку Б. и П. Анри (1958, Нидерландский нац. балет, балетм. М. Бежар), «Диаграмма» на музыку Бранденбургского концерта № 6 (1957, Париж, балетм. Ж. Шарра), «Хореографическое подношение» (1964, балетм. X. Лимон), Бранденбургские концерты № 2 и 4 (1966, Лондон, балетм. Дж. Кранко); «Искусство станка» (1965), «Actus tragicus» на музыку кантат № 106 и 51 (1969), «Соната № 5» (1970), «Наш Фауст» на музыку мессы си минор и аргентинских танго (1975, Балет XX века, Брюссель) — все балетм. М. Бежар; «Гольдбергские вариации» (1971, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс), «Опус Леметр» на музыку токкаты и фуги ре минор (1972, Париж, балетм. X. ван Манен), «Эспланада» на музыку. различных сочинений (1975, Нью-Йорк, балетм. П. Тейлор) и др.

В СССР: «Токката» на музыку токкаты, арии и фуги до мажор (1961, Пермь, балетм. М. М. Газиев); «Прелюдия и фуги» на музыку фуг ре мажор и ре минор, прелюдии ми бемоль минор из «Хорошо темперированного клавира» (1967, Большой т-р, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв); «Ария» на музыку арии из оркестровой сюиты си минор (1969, Ленингр. филармония, балетм. Г. Д. Алексидзе); «Пассакалья» (1969, т-р им. Палиашвили, балетм. Г. И. Давиташвили); «Симфония» на музыку «Рождественской оратории» (1973, Т-р «Эстония», балетм. М. Мурдмаа); «Чаконна» на музыку чаконны ре минор (1974, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе).


Бетховен (Beethoven) Людвиг ван  (16.12.1770, Бонн,—26.03.1827, Вена)
- немецкий композитор, пианист и дирижёр. Учился у К. Г. Нефе, позднее у Й. Гайдна и И. Г. Альбрехтсбергера. С 1792 года жил в Вене.

В творческом наследии Бетховена главное место занимают симфонические и камерные произведения, опера «Фиделио». Музыка Бетховена к драматическим спектаклям в некоторых случаях содержит и танцевальные номера.

Первый опыт Бетховена в области собственно хореографической музыки — «Рыцарский балет» (1791, Бонн, балетм. Хабих; 1927, Магдебург, балетм. Р. Лабан; 1962, Бонн, балетм. Урбани; 1970, Вена, балетм. Д. Лука). Новаторской попыткой создания героического балетного жанра стала партитура «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» (балетм. С. Вигано, Придворный т-р в Вене, 1801; 1927, Дессау, балетм. Кнуспе; 1933, Аугсбург, балетм. А. Миллош; 1966, Дюссельдорф, балетм. Вальтер). Здесь Бетховен использовал принцип сквозного развития балетной драматургии и приёмы «симфонизации» танца. Высокие музыкальные качества этого произведения, резко отличавшие его от современной ему балетной музыки, а также целостность замысла и драматическая действенность хореографии Вигано, обусловили долгую сценическую жизнь балета.

Значительность содержания, драматизм и героический пафос, неисчерпаемое богатство образов музыки Бетховена привлекали уже современных ему хореографов. Среди балетов на муз. Бетховена: «Шестая симфония» (1829, Лондон, балетм. А. Ж. Ж. Дезэ), «Седьмая симфония» (1908, Нью-Йорк, балетм. и исполнительница А. Дункан; 1938, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. Л. Ф. Мясин), «Ода к миру» (на музыку последней части 9-й симфонии, 1934, Нью-Йорк, балетм. И. Дункан), «Мольба» (на музыку 7-й симфонии, 1942, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), «Лунная соната» (1944; Нью-Йорк, балетм. Мясин), «Памяти героя» (на музыку Похоронного марша из 3-й симфонии, 1946, Монте-Карло, балетм. Лифарь), «Слава» (на музыку увертюр «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора № 3», 1952, «Нью-Йорк сити балле», балетм. А. Тюдор), «Общество в поместье» (на музыку сонаты № 5 для скрипки и фортепьяно, 1954, балетм. К. Йосс), «Первая симфония» (1954, Саарбрюккен, балетм. Ж. Шарра), «Девятая симфония» (1964, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), «Сферы» (на музыку струнных квартетов № 12, 13 и Большой фуги для струнного квартета, 1966, балетм. П. Тейлор), «Большая фуга» (для струнного квартета, 1971, Нидерландский танцевальный т-р, балетм. Х. ван Манен), «Адажио Хаммерклавир» (на музыку 3-й части фортепианной сонаты № 29, 1973, Нидерландский нац. балет, балетм. тот же), «Вариации на простую тему» (на музыку 33 вариаций на тему вальса А. Диабелли, 1974, парижская Опера, балетм. Б. Макдональд), «Опус 43-Прометей» (1978, Лион, балетм. М. Шпаремблек) и мн. др.

В СССР: «Величие мироздания» (на муз. 4-й симфонии, 1923, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. Ф. В. Лопухов), «Аппасионата» (на муз. сонаты № 23, 1970, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер; 1978, Ленингр. хореографич. уч-ще, балетм. К. М. Сергеев), «Кориолан» (1966, ленинградский ансамбль Камерный балет, балетм. С. В. Викулов), «Прометей» (1976, т-р «Эстония», балетм. М. Мурдмаа).


Бизе (Bizet) Жорж  (25.10.1838, Париж,—03.06. 1875, Буживаль)
- французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Ж. Галеви (1857). Автор опер, симфонических и камерных произведений. Для музыки Бизе характерны мелодическое изящество, обилие танцевальных ритмов, прозрачность фактуры и инструментовки, простота и вместе с тем изысканность гармонии.

На его музыку ставились балеты: «Детские игры» (1932, «Балле рюс дю колонель де Базиль», балетм. Л. Ф. Мясин; 1952, Берлин, ГДР, балетм. Д. Шпис; 1959, Ганновер, балетм. И. Георги), «Рим» (1955, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Поэма любви» (1962, парижская Опера, балетм. В. П. Бурмейстер), «Вариации» (1964, Москва, балетм. тот же); на музыку 1-й симфонии — «Ассамблея» (1946, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. А. Хоуард, 1946), «Хрустальный дворец» («Симфония до мажор», 1947, парижская Опера, балетм. Баланчин), «Маскарад» (1946, Балет Елисейских полей, балетм. В. Гзовский), «Симфония до мажор» (1955, Скопье, балетм. Д. Парлич); на муз. из оперы «Кармен»—«Кармен» (1931, Моск. художеств, балет под рук. В. Кригер, балетм. К. Я. Голейзовский), «Ружья и кастаньеты» (1939, Чикаго, балетм. Р. Пейдж и Б. Стоун), «Кармен» (1949, «Балле де Пари», балетм. Р. Пти), «Кармен» (1951, балетм. X. Греко), «Кармен-сюита» (в музыкальной транскрипции Р. Щедрина, 1967, Большой т-р, Москва, балетм. А. Алонсо), «Кармен» (в аранжировке В. Фортнера и В. Штайнбреннера, 1971, Штутгартский балет, балетм. Дж.Кранко). В труппе Марсельский балет в 1974 был поставлен спектакль «В честь Бизе», в который вошли балеты в постановке Пти — «Кармен», «Детские игры» и «Арлезианка» (на музыку к одноименной драме) и Дж. Вантаджо — «Бизетиана» (на муз. из оперы «Пертская красавица»).


Бородин Александр Порфирьевич  [31.10(12.11).1833, Петербург —15 (27).02.1887, там же]
- русский композитор и учёный-химик. Окончил Медико-хирургическую академию (1856) в Петербурге. Участник объединения композиторов «Могучая кучка». Автор симфоний, квартетов, романсов, инструментальных произведений.

Для музыки Бородина характерны эпическое («богатырское») начало, широкие картины народной жизни, программная изобразительность, тонкая камерная лирика. В его творчестве своеобразное претворение получили элементы русского и восточного фольклора. Многие новаторские находки Бородина предвосхитили позднейшие завоевания западно-европейской музыки. Танцевально-хоровая сцена («Половецкие пляски») в единственной опере Бородина «Князь Игорь» (пост. 1890, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов) неоднократно служила основой самостоятельного хореографического воплощения (1-я пост. 1909, Русские сезоны, Париж, балетм. М. М. Фокин). В 1938 году на музыку Бородина балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил балет «Богатыри» («Балле рюс де Монте-Карло»).


Брамс (Brahms) Иоганнес  (07.05.1833, Гам-бург,—03.04.1897, Вена)
- немецкий композитор, пианист и дирижёр. Учился у Э. Марксена. Наследие Брамса охватывает многие жанры. Его «Венгерские танцы» — свободная транскрипция ритмов и интонаций городского венгерского фольклора (вербункош); в вальсах заметно воздействие венской бытовой муз. культуры (лендлер), ощутимы также «славянизмы» (ритмы и обороты чешской польки и др.); танцевальность пронизывает многие симфонические, вокальные и инструментальные произведения Брамса.

Среди балетов на его музыку: «Хореартиум» (на музыку 4-й симфонии, 1933, «Балле рюс де Монте-Карло», Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин), «Брамс — вариации» (на музыку вариаций Брамса на темы Генделя и Паганини для фортепиано, 1944, балетм. Б. Ф. Нижинская), «Гран па» (1953, парижская Опера, балетм. С. Лифарь); «Вальсы — песни любви» (на музыку двух циклов для вокального квартета и фортепиано, 1960), «Брамс — Шёнберг квартет» (на музыку фортепианного квартета № 1 в оркестровой версии Шёнберга, 1967) — оба «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Балан-чин, «Серенада» (№ 2 для оркестра, 1967, Печский балет, балетм. И. Экк); «Инициалы R.B.M.E.» (на музыку Концерта № 2 для фортепиано с оркестром, 1972, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; в СССР показан под назв. «Балет», 1972), «Странник и его тень» (на музыку 4 строгих напевов для баса на библейские темы, 1972, балетм. Т. Тарп); «Однажды...» (на музыку фортепианного квартета № 1, 1974, балетм. Г. Вередон), «Вариации» (на музыку Вариаций на тему Паганини, 1979, парижская Опера, балетм. В. Верди).

В СССР: «Концерт» и «Тема с вариациями» (1970, Ленинград, балетм. Г. Д. Алексидзе), «Хореографическая фантазия» (1974, Одесса, балетм. И. А. Чернышёв) и мн. др.


Бургмюллер (Burgmuller) Фридрих Иоганн Франц [04.12.1806 (1804), Регенсбург, - 13.02.1874, Больё, близ Парижа]
- композитор и педагог. По национальности немец. С 1832 года жил в Париже. Написал музыку балетов "Пери, или Лейла" (1843, парижская Опера, пост. Ж. Коралли), "Леди Генриетта, или Гринвичская служанка" (1844, совм. с Э. Дельдевезом и Ф. Флотовым, пост. там же, балетм. Ж. Мазилье; музыка частично использована Флотовым в опере "Марта"). Бургмюллеру приписывается музыка вставного па-де-де из 1-го акта балета "Жизель". С 1844 года вел только педагогическую работу.










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010