КОМПОЗИТОРЫ
"Р"
Равель (Ravel) Морис  (7.3.1875, Сибур,— 28.12.1937, Париж)
- франц. композитор. Учился в Парижской консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе. Автор оркестровых и инструм. произведений, камерных ансамблей, вокальных сочинений, оперы «Испанский час» и оперы-балета «Дитя и волшебство» (1925). Первые балеты Равеля «Дафнис и Хлоя» и «Вальс» были написаны по заказу С.П. Дягилева. Балет Равеля «Болеро» (1928, балетм. Б.Ф. Нижинская) — по заказу И. Рубинштейн. Балетная муз. Равеля сыграла очень большую роль в становлении совр. балетного т-ра. Его балеты прочно утвердились в репертуаре совр. т-ров и имеют большую сценич. историю.
Не менее репертуарны балеты на музыку др. произведений Равеля. Хореографов привлекают «изобразительный» характер его музыки, красочность инструментовки и гармонии, эмоциональность и яркий мелодизм (связанный с франц., исп. и баскским нар. творчеством), а также частое обращение к разл. танцевальным формам. Главные из постановок на его муз.: «Моя матушка гусыня» (1912, «Театр дез ар», Париж, балетм. Д. Хагард; 1943, балетм. Т. Болендер; 1975, балетм. Дж. Роббинс), «Аделаида, или Язык цветов» (1912, «Компани Труханова», т-р Шатле, Париж, балетм. И.Н. Хлюстин), «Испанская рапсодия» (под назв. «Сады Аранхуэса», 1918, Русский балет Дягилева, Испания, балетм. Л.Ф. Мясин; 1962, «Балле де Пари», балетм. Пти), «Воинственный танец» (1921, Большой т-р, Москва, балетм. В. Рябцев), «Павана на смерть инфанты» (1928, балетм. А.Р. Больм; 1938, балетм. А. Тюдор; 1947, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), «Гробница Куперена» (1920, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин), «Утренняя серенада Грасьозо» (на муз. 4-й части фп. цикла «Отражения», 1948, «Ла Скала», балетм. С. Лифарь), «Шехеразада» (на муз. увертюры для оркестра, 1974, парижская Опера, балетм. Р. Пти), «Ведьма» (на муз. концерта соль мажор для фп. с оркестром, 1950, Нью-Йорк, балетм. Дж. Кранко), «Морская тень» (1962, балетм. Дж. Арпино), «Новеллы любви» (1963, Ленинград, балетм. Л.В. Якобсон), «Ундина» (1974, Париж, балетм. Ж. Гизерикс), «Мечты» (на муз. концертов для фп. с оркестром соль мажор и ре мажор, 1975, Париж, балетм. Ж. Руссильо), «Конец дня» (на муз. концерта для фп. с орк., 1979, Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан).
100-летие Равеля (1975) было отмечено фестивалем в его честь в Нью-Йорке, где труппа «Нью-Йорк сити балле» показала 16 балетов на муз. Равеля, в т. ч. новые пост.: Дж. Баланчина — «Сонатина» (на муз. Сонатины для фп.), «Призраки ночи» (на муз. цикла пьес для фортепьяно), «Цыганка», «Шехеразада», «Испанская рапсодия», «Гробница Куперена», «Павана на смерть инфанты», «Дитя и волшебство»; Дж. Роббинса — «Концерт соль мажор», «Интродукция и аллегро», «Лодка в океане», «Мадагаскарские песни»; Дж. Тараса — «Дафнис и Хлоя»; Ж. д'Амбуаза — «Утренняя серенада Грасьозо», «Сарабанда и танец». В том же году был поставлен спектакль «В честь Равеля» в парижской Опере, куда вошли нек-рые из постановок Баланчина и Роббинса. Равел также один из авторов балета «Веер Жанны».
Рамо (Rameau) Жан Филип  (крещён 25.9.1683, Дижон,—12.9.1764, Париж)
- франц. композитор. Работал в качестве органиста в разл. городах Франции, с 1722 жил в Париже (с 1745 придворный композитор). Продолжая традиции Люлли, Рамо писал оперы-балеты и комедии-балеты, в к-рых стремился к синтезу музыки и драмы (на его опыт в этой области отчасти опирался Глюк в своих реформаторских поисках). Хореографич. сцены в произв. Рамо стали занимать большее место, чем у Люлли.
Мн. произведения Рамо созданы в сотрудничестве с балетм. Каюзаком. Среди них: оперы-балеты — «Галантная Индия» (1735), «Празднества Гебы, или Лирические таланты» (1739), «Празднества Полимнии» (1745), «Храм Славы» (1745), «Празднества Гименея и Амура, или Египетские боги» (1747), «Сюрпризы Амура» (1748) и др.; комедия-балет — «Принцесса Наваррская» («Празднества Рамира», 1745); лирические комедии — «Платея» (1745), «Палладины» (1760); героические пасторали — «Заис» (1748), «Наис» (1749); балетные акты для опер Рамо и др. композиторов — «Пигмалион» (1748), «Гирлянда, или Волшебные цветы» (1751), «Сибариты» (1753), «Рождение Озириса, или Празднество Памилии» (аллегории, балет, 1754), «Анакреон» (1754), «Зефир» (ок. 1754), а также «Нелея и Миртис» и «Ио» (не поставлены).
Инструментальная (в частности, балетная) муз. Рамо соединяла в себе героич. начало (идущее от Люлли) с изяществом выражения; в нек-рых произв. ей часто присущ изобразительный, картинно-живописный характер. Танцы Рамо, сохраняя «галантный» стиль, более темпераментны, динамичны, ритмически остры, чем у его предшественников, гармонич. язык свеж и нов, инструментовка отличается блеском и богатством тембровых находок. Поэтому Рамо чаще, чем др. франц. композиторы 17—1-й пол. 18 вв., привлекает внимание совр. хореографов, напр.: «Кастор и Поллукс» (опера-балет, 1919, парижская Опера, балетм. Н. Гуэрра), «Придворный балет» (на муз. разл. дивертисментов Рамо, в обработке Р. Дезормьера, 1948, балетм. С. Лифарь, «Малый Трианон», Версаль), «Павильон Любви» (1948, Штутгарт, балетм. Б. Возин), «Галантная Индия» (опера-балет, 1952, парижская Опера, балетм. А. Авелин, X. Ландер, Лифарь),. «Ипполит и Арисия» (опера-балет, 1964, П. Лакот). Муз. из цикла «Пять концертов» использована в балете «Эти чарующие звуки...» (1978, Большой т-р, балетм. В.В. Васильев).
Рахманинов Сергей Васильевич  20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р-н Новгородской обл.,— 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния]
- рус. композитор, пианист, дирижёр. Автор фортепьянных, симфонич. и вокальных произв. В 1937 на муз. своей «Рапсодии на тему Паганини» для фп. с оркестром сочинил сюжет для балетного спектакля «Паганини» (пост. 1939); вместе с балетм. М.М. Фокиным участвовал и в более подробной разработке сценария. Проблема трагич. судьбы художника, пренебрегшего нравственно-этич. нормами, приобрела в балете философское звучание.
Музыка Рахманинова, насыщенная резкими контрастами героико-драматич, образов и романтич. возвышенной лирики, раскрывающая сложную духовную жизнь человека, органично вошла в совр. балетный т-р. В СССР и за рубежом пост, балеты: «Зимняя ночь» (на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром, 1948, труппа «Балле Рамбер», Лондон, балетм. У. Гор), «Весна идёт» (1953, Кирг. т-р, балетм. И.К. Ковтунов), «Симфонические танцы» (1961, Латв. т-р, балетм. Е.А. Тангиева-Бирзниек; 1961, Т-р им. Шевченко, Киев, балетм. тот же; 1963, т-р «Эстония», балетм. И. Генералова), «Поэма о человеке» (на муз. Р., К. Дебюсси, М. Равеля и др., 1962, Улан-Удэ, Т-р оперы и балета, балетм. М.С. Беркут), «Три русские песни» (1976, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. Лебедев).
Респиги (Respighi) Отторино  (9.7.1879, Болонья,—18.4.1936, Рим)
- итал. композитор, скрипач, дирижёр. Композиции обучался у Л. Торки, Дж. Мартуччи, Н.А. Римского-Корсакова (1900—01), М. Бруха. Преподавал в римской консерватории «Санта-Чечилия» (в 1923—25 директор). Автор опер, симфонич. и вокальных произв., балетов: «Волшебная лавка» (на темы Дж. Россини, 1919, Русский балет Дягилева, балетм. Л.Ф. Мясин), «Женские хитрости» (на темы Д. Чимарозы, 1920, там же, балетм. тот же), «Венецианское скерцо», «Волшебный горшок» (на рус. нар. темы), «Старинный французский фарфор» (на темы франц. композиторов 17—18 вв.) — все три пост. в 1920 балетм. И. Леонидовым (т-р «Костанци», Рим), «Спящая красавица» (Балет марионеток, 1922, т-р «Одескальки», Рим; 1934, Турин), «Белькис, царица Савская» (1932, «Ла Скала», балетм. Мясин), «Жонглёр Богоматери» (1933, «Балле Рамбер», Лондон, балетм. А. Хоуард). Ряд балетов пост. на муз. разл. произв. Респиги, в т. ч.: «Птицы» (орк. сюита, 1932, Музыкальный фестиваль, Венеция, балетм. Ч. Форнароли; 1933, Сан-Ремо; 1938, «Ла Скала», балетм. М. Вальман), «Античные танцы и арии» (1946, «Штатсопер», Вена, балетм. Ханка), «Пассакалья» (на муз. Баха в обр. Респиги, 1947; т-р «Колон», Буэнос-Айрес, балетм. Вальман, 1949, Рим), «Пинии Рима» (симфонич. поэма, 1947, балетм. тот же, Рим), «Летняя интерлюдия» (1950, Лондон, балетм. М. Соме), «Ронделэ» (1957, Канада, балетм. Р. Борис) и др. Музыка Респиги (в т. ч. его балетов) отразила влияние Р. Штрауса и франц. импрессионизма; одновременно для композитора характерен интерес к модернизированным обработкам музыки предшествующих эпох.
Римский-Корсаков Николай Андреевич  [6(18).3.1844, Тихвин,—8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленингр. обл.]
- рус. композитор, педагог и обществ, деятель. Участник объединения «Могучая кучка», руководитель Беляевского кружка, директор Бесплатной муз. школы (1874—81), проф. Петерб. консерватории (с 1871). Автор 15 опер, соч. для оркестра и хора, романсов, инструм. произведений. В своём творчестве, проникнутом идеями демократизма, насыщенном образами народно-поэтич. фантазии, Римский-Корсаков развивал традиции М.И. Глинки. Народно-песенные истоки обогащены композитором достижениями муз. профессионализма. Его произв. отличаются исключительной красочностью гармонич. языка и инструментовки. Во мн. операх Римского-Корсакова содержатся развёрнутые танц. сцены, нередко связанные с нар. обрядами, играющие существенную роль в муз. драматургии («Снегурочка», «Садко» и др.). Опера-балет Римского-Корсакова «Млада» — произв. синтетич. жанра, где танц. сцены занимают равноправное положение с вокальными и чередуются с ними (пост. в 1892, Мариинский т-р, балетм. Л.И. Иванов и Э. Чеккетти). На музыку Римского-Корсакого ставились балеты: «Шехеразада» (1910, Русские сезоны, Париж) и «Золотой петушок» (1914, Русский балет Дягилева) — оба балетм. М.И. Фокин, «Русские игрушки» (1921, Нью-Йорк, «Палас-тиэтр»), «Оле Торо» (на муз. «Испанского каприччио», 1924, Нью-Иорк, т-р «Метрополитен-опера»), «Шемаханская царица» (на муз. «Шехеразады», 1924, Филадельфия) — все три балетм. Фокин. «Испанское каприччио» (1923, Большой т-р, балетм. Л.А. Жуков; 1939, Аргентина, балетм. Л.Ф. Мясин).
Россини (Rossini) Джоаккино Антонио  (29.2.1792, Пезаро,—13.11.1868, Пасси, близ Парижа)
- итал. композитор. Учился в Болонском муз. лицее (у С. Маттеи). Оперы Россини (св. 40) содержат развёрнутые балетные дивертисменты, напр.: «Осада Коринфа» (балетм. Гардель, 1826), «Моисей» (балетм. тот же, 1827), «Вильгельм Телль» (балетм. Ж. Омер, 1829) — все пост. в парижской Опере. Яркая мелодичность, связь с итальянским нар. песенно-танц. фольклором обусловили необычайную популярность музыки Россини, к-рая ещё при жизни композитора использовалась для постановки балетов. Так, музыка Россини была частично включена в балеты «Титаны» Вигано (1819, «Ла Скала», Милан, балетм. он же), «Тщетная предосторожность» Герольда (1828, парижская Опера, балетм. Омер). Темы Россини использованы в балетах «Арлекин-цирюльник» Оффенбаха (1855, т-р «Буфф-Паризьен»), «Волшебная лавка» Респиги (1919, Русский балет Дягилева, Лондон, балетм. Л.Ф. Мясин), «Плутни» Обена (1952, парижская Опера, балетм. С. Лифарь) и др.
Музыка балетных сцен из опер Россини аранжирована Б. Бриттеном и введена им в балеты «Музыкальные вечера» и «Музыкальные утренники» (балетм. А. Тюдор и Дж. Кранко). На музыку Россини поставлены также балеты: «Селина» (1948, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. А. Хоуард), «С любовью» (1953, балетм. Л. Кристенсен), «Красавица в боа» (балет-буфф, 1955, «Театр де л'этуаль», Париж, балетм. М. Бежар), «Сюзанна и цирюльник» (1955, Чикаго, балетм. Р. Пейдж), «Россиниана» (1961, Острава, балетм. П. Шмок), «Увертюра» (1962, Печский балет, балетм. И. Экк), «Тарантелла» (1962, «Балле де Пари», балетм. Р. Пти), «Романтическое па-де-де» (1962, Нидерландский нац. балет, балетм. Дж. Картер), «Куклы» (1965, Одесский т-р оперы и балета, балетм. А.В. Чичинадзе), «Конфетти» (1970, «Сити сентер Джофри балле», балетм. Дж. Арпино), «Па-де-труа» из программы «Классицизм — романтизм» (1971) и «Па-де-де» (на муз. Россини и др. композиторов, 1974), оба — балетм. Л.В. Якобсон (труппа «Хореографические миниатюры», Ленинград), «Браво, Фигаро!» на муз. оперы «Севильский цирюльник» (1976, Ленингр. Малый т-р, балетм. Г.Р. Замуэль), «Три беременные» (на муз. оперных увертюр, 1976, «Опернхауз», Карл-Маркс-Штадт, балетм. X. Рудольф; Гос. опера, Берлин, балетм. тот же) и мн. др.
А........
Б........
В........
Г........
Д........
Е........
Ж
З........
И........
К........
Л........
М........
Н........
О
П........
Р........
С........
Т........
У........
Ф........
Х
Ц........
Ч........
Ш........
Щ........
Э........
Ю........
Я
Начало
Главная
|
|