Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"Х"


Хачатурян Арам Ильич  [24.5(6.6). 1903, Тбилиси,—1.5.1978, Москва]
- сов. композитор и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Акад. АН Арм. ССР (1963). Чл. КПСС с 1943. Чл.-корр. Академии иск-в ГДР, почётный профессор Мекс. консерватории. Учился композиции в Муз. техникуме им. Гнесиных (у М.Ф. Гнесина). В 1934 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н.Я.Мясковского. Творчество Xачатуряна органически связано с муз. фольклором Закавказья, в особенности Армении, и обогащено многими достижениями проф. муз. культуры 20 в. Автор симфонич., вокальных и камерно-инструментальных сочинений, музыки к драматич. спектаклям. Xачатурян писал и для балетного т-ра. Его первый балет «Счастье» (1939, Т-р им. Спендиарова, Ереван, балетм. И.И. Арбатов) стал основой для балета «Гаянэ» (1942, Т-р им. Кирова, на сцене Пермского т-ра, балетм. Н.А. Анисимова). Эмоциональность, красочность, жанровая характерность музыки обусловили популярность балета «Гаянэ» (Гос. пр. СССР, 1943).

Лучшее произв. Xачатуряна для т-ра — балет «Спартак» (1954; Ленинская пр., 1959, пост. 1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л.В. Якобсон). Музыка этого балета, представляющая собой монументальную фреску с грандиозными массовыми сценами, обладает экспрессивностью и широтой симфонич. развития. Большое значение для развития сов. хореографич. иск-ва имела пост. «Спартака» Ю.Н. Григоровичем в 1968 в Большом т-ре, основанная на глубоком проникновении в философско-поэтич. содержание музыки Xачатуряна В 1951 в Париже был показан балет «Кавказский пленник» на муз. балета Xачатуряна «Гаянэ» («Гран балле дю марки де Куэвас», балетм. Ж. Скибин).

С 1952 профессор Моск. консерватории и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва и Верх. Совета Арм. ССР 2-го созыва. Гос. пр. СССР (1941, 1943., 1946, 1950, 1971), Гос. пр. Арм. ССР (1965).


Хиндемит (Hindemith) Пауль  (16.П.1895, Ханау,— 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне)
- нем. композитор, альтист, дирижёр и муз. теоретик. Образование получил в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909—16). Сочетал композиторскую деятельность с исполнительством. Преподавал в берлинской Высшей муз. школе. В 1934 покинул фашистскую Германию. С 1940 жил в США. Автор симфонич., камерных и хоровых произведений, опер, танц. пантомимы «Демон» (1923, Дармштадт, балетм. А. Йозеф; 1963, Нью-Йорк, балетм. X. Лимон) и балетов: «Балет-триада» (1926, Донауэшинген, балетм. О. Шлеммер), «Нобилиссима визионе», хореографич. легенда (1938, «Балле рюс де Монте-Карло», Лондон, балетм. Л.Ф. Мясин), «Четыре темперамента» (1946, «Балле сосайети», Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин), «Иродиада» (1944, Вашингтон, балетм. М. Грэхем).

На музыку Xиндемита пост. балеты: «Метаморфозы» (на муз. «Метаморфоз тем Вебера», 1952, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Жизнь пчёл» (на «Камерную музыку № 1», 1955, «Джульярд дане тиэтр», балетм. Д. Хамфри), «Люцифер» (на «Концертную музыку для струнных и медных», 1965, «Сан-Франциско балле», балетм. Л. Кристенсен; 1969, Гаага, балетм. Б. Харкарви, под назв. «Aswingto»), «Секстет» (на «Маленькую камерную музыку», 1964, «Уэстерн тиэтр балле», балетм. Л. Мейер), «Пять пьес» (на муз. «Цяти пьес для струнного оркестра», 1966, Гаага, балетм. X. ван Манен) и др.

Xиндемит — представитель муз. авангарда 20-х гг. В ранний период творчества, характеризующийся антиромантич. направленностью в духе «новой вещности», Xиндемит проявлял интерес к совр. бытовой музыке и танц. ритмам. Позже он стал одним из лидеров муз. неоклассицизма, его стиль изменился под влиянием полифонии старых мастеров.


Хренников Тихон Николаевич  [28.5(10.6). 1913, г. Елец, ныне Липецкой обл.—14.08.2007, Москва]
- сов. композитор и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1963). Чл. КПСС с 1947. Кандидат в чл. ЦК КПСС с 1976. Герой Социалистич. Труда (1973). Автор опер, симфоний, инструментальных концертов, камерных сочинений, песен, музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам. В музыке Xренникова большую роль играет мелодич. начало, сочетающееся с богатством симфонич. развития. Написал балеты «Наш двор» (1970, Моск. хореографич. уч-ще, балетм. Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв), «Любовью за любовь» (1976, Большой т-р, балетм. В. Боккадоро), «Гусарская баллада» (1979, Т-р им. Кирова, балетм. О.М. Виноградов и Д.А. Брянцев; 1980, Большой т-р, балетм. те же). В балете «Любовью за любовь» композитор использовал свою музыку к пьесе Шекспира «Много шума из ничего», в «Гусарской балладе» — к пьесе А. Гладкова «Давным-давно»; в обоих случаях музыка к драматич. спектаклям обогащена новыми темами, подвергнута симфонич. развитию и подчинена требованиям балета.

Xренников — профессор Моск. консерватории (с 1966). Первый секретарь Союза композиторов СССР (с 1948). Президент муз. секции Союза сов. обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (с 1957). Чл. Сов. комитета защиты мира. Депутат Верх. Совета СССР (6—9-го созывов). Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967).










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я






Начало

Главная





    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010