Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ БАЛЕТА:
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ





Контрольный урок

Закончился один урок, начинается переменка, беру книгу, чтобы скоротать время, не успеваю углубиться, как подходит важный мужчина и представляет полуодетую девицу. Раскланялись. Они начинают отходить, тут до меня доходит:
- Минуточку, а где Тэд?
- Так вот же - Алиса будет вести класс.
- Навсегда?! - охаю я, - или только сейчас?
У Алисы вытягивается лицо, мужчина мнётся:
- Э-э.. мнэ-ээ... ну, как получится, это Открытый урок на соискание позиции преподавателя.
Тут я вспоминаю, что действительно, было дело. «-Ну ладно, - думаю, - хоть открытый урок поиграю, а то мозги и руки плесенью покрываются от однообразия». Подзываю Алису, говорю, мол, на меня не ориентируйтесь, делайте что хотите, со мной проблем не будет, только демонстрируйте упражнения вот здесь, чтобы я видела, за сим и разошлись.

А тем временем, в зал начинает прибывать народ - старшие преподаватели со всех отделений, пара модЕрновых преподавателей (это на классику-то?), по контактной импровизации, из администрации дамы и смотрю, у дальнего станка пристраивается старший преподаватель, встал и стоит себе тихонько разминается, а рядом жена главного преподавателя всея Конторы по Классическому танцу. Ну уж если сама боссярша пришла на новенькую смотреть, то дело серьёзное! Значит вправду думают брать-не брать, обычно, когда все эти соискатели дают открытые уроки, имя того, кого примут, уже впечатано в контракт, а в зрительном зале сидит подрёмывает себе какой-нибудь преподаватель, у которого сейчас рабочий день или вовсе кто-нибудь из бухгалтерии, для видимости, а тут... В общем, расстроилась я, не хотелось бы, чтобы Тэд ушёл.

Ну что сказать про Алису... Ну нормальная, сильная, строгая, комбинации сложные давала, чётко по вагановской системе (хотя руки и голова «от Баланчина», но для американской школы это частое явление). Сначала я чертыхнулась - она явно привыкла под консервированную музыку работать - фразировка у неё не идеальная и говорит «Спасибо» (это значит - кончай играть, мы уже всё), когда до конца фразы остаётся совсем немножко - тут любой среднеопытный педагог дождётся конца и кивнёт. Подогнала я ей элегантно эти концовочки, но на душе стало тоскливо - это что, я могу получить её навсегда? Ну уж нет, - думаю, - ещё раз такое сделает, просто оборву музыку и пусть торчит посреди класса, как дура. И что порадовало - не понадобилось! У неё оказалась очень хорошая реакция и быстро соображает-перестраивается на ходу, то есть ей пару раз хватило, чтобы сориентироваться, как надо, так что дальше нормально пошло.

Что главное: у каждого преподавателя есть стиль, характер, внутреннее амплуа. Конечно, педагоги могут творить в любых жанрах и характерах, но есть для каждого один - самый естественный, самый желанный, в который он скатывается по умолчанию, если нет других задач. Этот «характер» пронизывает его урок, хореографию, выбор репертуара, и если вы, например, с ним не совпадаете, то беды большой нет, но и полёта не будет, потому что ну кому охота годами играть лебедёвое, когда хочется донкихотовое? Зная «характер» преподавателя, можно исподволь «подталкивать» его наверх или наоборот – «гасить» (например, играть ему ту музыку, на которую он внутренне отзывается, тогда к середине урока он уже находится в разогретом состоянии и рвётся в бой - творить. И наоборот - можно загасить «неуютной» для него музыкой, неточными темпами и сбивающими акцентами).

Вот эта дама, что к станку встала - жизельково-хрустальная. Всегда и везде. Ну, ежли нечасто играть, то ничего, нормально - опять же и книжку можно читать во время урока - не мешает, но когда эта «пугливая девственность» во всём? Эти нежные ручки крендельком наверх и кукольное реливэ? Всегда?! Так и находимся в этом состоянии из урока в урок - не мычим и не телимся. А такое на диагонали, на Гранд Жете? Вместо полёта это вечное трепетное с придыханием балансе, а потом - скок разок наверх и всё? А жить когда?! (Даже у Портман в «Чёрном лебеде» не только эта эмоция, а ещё и другие некоторые проскакивают, но Портман - это полтора часа для терпеливых по собственному желанию, а мне - играй из года в год каждый день по паре уроков?! Кто такое вынесет?) И ещё куда не шло, этот нежный хрусталь на полупрозрачных нимфах-профессионалках, но на малоподвижных коровах? Корова жизелью - тяжёлое зрелище, таким нужен мощный пинок донкихотовым, горящим, чтобы хотелось лететь! Лететь, забыв, что «рождённый ползать летать не может» - может! Но для этого педагог другой нужен и музыка другая, тогда всё что угодно полетит, ещё и чувствовать себя будет Нуриевым, не меньше.

Или например – «Баядерка с корзинкой». Это когда сначала долго тягуче-романсово вас укоряет (за все былые и предстоящие обиды), потом недолго, но навязчиво истерит (собственно, с корзинкой), ну и самый любимый момент - долгожданно умирает. Таким играть хоть и утомительно, но не так скучно, а к припадкам возбуждения можно привыкнуть. Хуже, если класс не отвечает на позывы педагога и стоит столбом, а я как бы не могу игнорировать - я на работе, мне за это деньги платят, вот вдвоём и колбасимся.

Много существует типов, а с нынешним преподавателем Тэдом, мы прекрасно совпадаем. Мне нравится и его отношение к предмету - не бывает проходных уроков, каждый раз выкладывается без остатка и поднимает класс в воздух; и манера преподавания; и, что редкость, но очень важно для меня - абсолютно музыкален, поэтому работать с ним в удовольствие, мы понимаем друг друга без слов. А его финалы - буйные, бравурные, «донкихотовые» - праздник, ощущение сцены, желание лететь.
А эта Алиса... её диагональ... может, конечно, она перемудрила, желая продемонстрировать комиссии всё, на что способна, и навбухивала всякой всячины, но полетать с этими гантелями на ногах не удалось. И манера у неё - эдакая сдержанная заумно-задумчивая. Задумчивый полёт...
Немного взбодрилось, когда мужчины вышли на большие прыжки, да и то потому, что им хотелось выпендриться. Развернулись во всю мощь, но... профессионалы меня поймут - как взлететь, если комбинация не располагает? Может, если бы ей не надо было показывать себя во всей красе, то она задала бы более стройную комбинацию? Хотя общее впечатление от неё - хорошее.

Урок закончился, студентам раздали листы, где они должны проставить свои оценки кандидатке, а я стала продираться к выходу. Танцоры любят читать-писать, сидя или лёжа на полу. Растянулись они, ноги в стороны пораскидали и стали заполнять. Рядом педагоги толпятся-обсуждают, у них свои бумаги, а молодая секретарша суетится, раздаёт листы тем, кто ещё не получил. В пол-оборота сунула мне листок, я взяла и заулыбалась: мне не положено, это она по ошибке дала, концертмейстеры никогда не оценивают педагогов, да никому и в голову не придёт их спрашивать, потому как концертмейстер ничего ни в уроке, ни в танце понимать не могёт, его воспринимают как техническое приложение к преподавателю, в отсутствие которого он не подаёт ни признаков жизни, ни разума.
Наконец, подняла она на меня глаза, ойкнула и потянулась за своим листочком:
- Ой, извините, вам не надо, это оценки педагогу.
А я лист не отдаю, мне любопытно глянуть, что там за критерии.
- Если хотите, - заулыбалась она, - ну заполните тоже, как хотите!
Но это она так, из вежливости - неловко же прям сразу взять и забрать назад, как у мартышки, наверное, решила потом просто выкинуть мой лист и все дела, лишь бы меня не обидеть. Стоит неподалёку, зорко ждёт, когда я его верну.
Глянула я на листочек - ой-ёй! Там столько всего! Не меньше двух десятков вопросов и по пять ответов к каждому, да что да как, да манера преподавания, да стиль ведения, да владение аудиторией, да понятно ли объясняет, да возбуждает ли в вас творческий порыв, да уделяет ли каждому внимание, да профессиональные навыки, да интенсивность нагрузки и так далее, и так далее - замаешься отвечать! А самое неприятное - с другой стороны листа ещё несколько вопросов, и самостоятельно длинно расписать нужно - что понравилось/не понравилось, чем новым овладел и какие ваши (!) рекомендации преподавателю по ведению урока, вона как! (ага, сейчас студент по степу начнёт расписывать свои рекомендации педагогу-классику). Потом все эти ответы соберут, приплюсуют преподавательские вердикты, проанализируют и вынесут высочайшее решение - целая наука.
Вздохнула я, взяла ручку и написала крупно вверху, где места побольше: ТЭД - ЛУЧШЕ!
и отдала.
Что с концертмейстера взять-то?



Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов