ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Главная   >>   Танцевальные жанры   >>   Танцевальные жанры средневековья
Карола
Эстампи
Дукция
Сальтарелло
Мореска
Роль эпохи средневековья в развитии танца и танцевальной музыки довольно неоднозначна. С одной стороны, в Европе и на Руси христианская мораль не признавала танца — христианство видело в них форму выражения низменных сторон человеческой натуры, «бесовское наваждение». Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе пляски.
Проповедь презрения к земным радостям, среди которых человек не должен забывать о потусторонней жизни, отразилась в теме плясок смерти. Поэзия, живопись и театр средневековья обращались к этой теме, выдавая страх перед концом, говоря, что все люди равны перед лицом смерти. Идею смерти, заставляющей плясать и знатных, и простолюдинов, превращение танца в символ бренности человеческого бытия, начиная с XIII века, отразили стихи, гравюры, фрески в соборах и на кладбищах.
С другой стороны, танец, несмотря на запреты, продолжал жить как в народе, так и в аристократических кругах; он бытовал повсюду в формах национального фольклора, проникал и в саму церковь. Гонения не достигали цели, поэтому, учитывая любовь народа к зрелищам, средневековая церковь с XI века начала вводить в молебствия картинные процессии, даже церемониальные танцы, исполняемые церковным хором.
Огромное воздействие на эволюцию танцевальной музыки оказало искусство трубадуров, труверов, менестрелей, скоморохов и пр. Одни сами исполняли свои сочинения, другие предоставляли это бродячим труппам менестрелей и жонглеров. Эти средневековые бродячие актеры, будучи универсальными профессионалами своего времени, играли большую роль в распространении танцев, странствуя от поместья к поместью, от деревни к деревне. Они разыгрывали диалоги, пели, играли на различных инструментах, а также танцевали, выделывали фокусы и акробатические трюки перед своими знатными покровителями или простолюдинами.
В это время все острее начинает ощущаться разделение между танцами простого народа и танцами аристократии. При дворах королей и феодалов периодически устраивались военные состязания, рыцарские турниры, победителей которых прославляли в песнях и стихах. Каждый такой турнир заканчивался балом.
Придворные танцы в большинстве своем представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Такие променадные танцы-шествия носили торжественный характер и технически были несложными. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжелых нарядов знати — в них можно было делать
изысканные медлительные реверансы, но не прыгать. Смысл танца заключался в том, что собравшиеся на пир гости, проходя в своих лучших нарядах перед хозяином, демонстрировали себя и богатство своих костюмов.
***
Танцевальные жанры и их музыкальное сопровождение, манера и техника исполнения на протяжении средних веков не были однородны. Во время раннего средневековья танцы были в основном хороводными, а танцевальные движения — достаточно примитивными, состоящими из шагов, изредка из скачков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку. Музыкальным сопровождением служило пение самих танцующих, причем, на современный взгляд, достаточно монотонное. Песня напоминала речитатив и состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец, движения которого как бы иллюстрировали песню. В целом, танец мало зависел от музыки, которая воспринималась танцующими как нейтральный звуковой фон.
В танцевальной культуре позднего средневековья намечается ряд изменений. Помимо повсеместно распространенного хороводного танца появился парный танец. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений: к шагам, легким прыжкам добавляются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент. Танцы исполнялись под пение танцующих людей и сопровождались игрой на народных инструментах (рожке, тамбурине, свирели, волынке), в некоторых странах — под оркестр, состоящий из кларнета, трубы, барабана, тарелок.
***
Эпоха средневековья сыграла важную роль в развитии как самого танцевального искусства, так и в развитии танцевальной музыки. Именно в это время появляется ряд простейших танцевальных форм и жанров, которые, развиваясь и видоизменяясь, дают начало многим танцам, различным по характеру движений и ритмической структуре.
Самые ранние сведения о европейских танцах различных типов относятся к позднему средневековью — в источниках упоминаются карола, дукция, эстампи, сальтарелло,
мореска. Именно в это время зарождается традиция объединения танцев в пары: за медленным, торжественным танцем (часто в 2-дольном размере) шел быстрый, веселый танец (в 3-дольном размере). Именно этот принцип лег в дальнейшем в основу т. н. старинной танцевальной сюиты, окончательно сформировавшейся в XVII веке.
***
Карола
КАРОЛА (также кароль) — западноевропейский, преимущественно французский придворный хороводный танец или танец-шествие XII—XIII веков. Многочисленные упоминания о кароле можно встретить в эпосе и в лирике, в песенных текстах и хрониках, в проповедях и рыцарских романах XII—XIV веков. Там фигурирует и карола-песня (chanson de carole), и глагольная форма caroler — «каролировать», т. е. «петь-плясать (петь-играть) каролу». «Каролируют» в средневековом обществе все — от куртуазной дамы до молодых вилланов. Российский музыковед М. Сапонов приводит в своей книге «Менестрели» (М.: Классика-XXI, 2004) такой отрывок из средневекового романа: «И не было ни одного зверюшки в тот день, кто бы не каролировал и не пел».
Таким образом, карола — это весьма широкое понятие. Впервые встречающееся с XII столетия и не потерявшее популярности до начала XIV века, оно варьировалось очень широко — от специального жанрового термина до обозначения увеселения вообще. Карола — это и карнавальная процессия, и бурное торжество, более известное нам под названиями «празднества дураков», «буффонная литургия», и любое празднество вообще.
Карола всегда сопровождалась пением — впереди танцующих шел запевала, припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то ускорялся и переходил в бег. Исходя из источников, одним из основных видов движения в кароле являлся хоровод, поскольку часто персонажи каролируют коллективно, взявшись за руки, а по иконографическим материалам нередко и вокруг дерева, символического «древа жизни».
Интересно, что в то время существовала традиция осуждения самих «круговых плясаний» как языческой атрибутики жонглерства. Поэтому нередко в литературных источниках эпохи средневековья карола символизирует инфернальный, нечистый ритуал, процессия к дьяволу, а ее хореографическая траектория — дьявольский круг с самим сатаной в его центре. Хотя также встречались трактовки каролы как образа небесных вращений. В таком случае сцепление рук танцующих означает соединение элементов, пение уподобляется гармонии сфер, а хлопки и притоптывания — шуму грома небесного.
Около 1350 карола была вытеснена бас-дансом. Ряд исследователей считает, что одной из разновидностей каролы является фарандола — провансальский танец, ставший известным с XV века.
ИЗОБРАЖЕНИЯ КАРОЛЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Еще больше иллюстраций в ГАЛЕРЕЕ BALLETMUSIC
Эстампи
ЭСТАМПИ (фр., исп. — эстампида; возможно от прованс. estampir — «звучать», «шуметь», «топать») — одна из важнейших форм западноевропейской инструментальной, преимущественно танцевальной музыки XIII—XIV веков, которая берет свое начало от песен трубадуров, известных еще в XII веке. Обычно состоял из 6—7 разделов (puncti), каждый из которых исполнялся дважды с разными окончаниями (1-й раз неустойчиво, 2-й — устойчиво). При исполнении ансамблем инструментов каждое из повторений игралось разными инструментами. Музыка во многом обуславливала характер движений и количество тактов, приходящихся на каждую часть.
«Шансон, называемая эстампи — это такая, в которой есть различия частей строфы и рефрена как в рифмовке, так и в напеве; таковы французские шансон «Когда начинаешь любить» или «Наверняка никогда б не подумал». Замысловатость таких шансон приковывает внимание юношей и девушек и отвлекает их тем самым от дурных помыслов» (Иоганн де Грокейо, трактат «De musica», ок. 1300 г.).
Движения этого парного танца представляли собой плавные, скользящие шаги вперед и назад; в некоторых разновидностях шаги чередовались с небольшими прыжками и подскоками. Всего сохранилось около 20 (преимущественно одноголосных) образцов эстампи. Наиболее известные из них — «Жалоба Тристана» и «Начало мая» («Kalenda maya», XIII век).
См. также в нашей библиотеке:
— Эстампи из "Робертсбриджского кодекса" (66,9 КБ)
Дукция
ДУКЦИЯ (от лат. ducere — «вести») — термин, использованный Иоганном де Грокейо (трактат De musica, ок. 1300) для обозначения, во-первых, быстрой и легкой танцевальной песни, исполняемой юношами и девушками, и, во-вторых, инструментального танца, по форме близкого эстампи, но отличающегося от него количеством разделов (в данном случае — 3). «Собственно дукция — это шансон легкая и подвижная, — пишет де Грокейо, — в восходящих и нисходящих ходах напева, которую в каролах поют юноши и девушки. К тому же она воодушевляет, увлекает души девушек и юношей, отвлекает их от тщеславной суетности и, говорят, помогает противостоять страсти, называемой любовью, или эросом».
См. также в нашей библиотеке:
— Дукция, XIV век (69,2 КБ)
Сальтарелло
САЛЬТАРЕЛЛО (от итал. saltare — прыгать) — родовое наименование умеренно-быстрых итальянских танцев с прыжками. Причем, в каждой области Италии сальтарелло исполняли по-своему. Музыкальной особенностью сальтарелло является нерегулярный метр — чередование тактов на 6/8 и 3/4; но также встречаются образцы, написанные исключительно в размере 6/8.
Самые ранние сохранившиеся образцы относятся к концу XIV или началу XV века. Сальтарелло описывался как оживленный танец из семейства бас-данс, в которое входили также павана, гальярда и др. Правда, отдельные танцы, называемые сальтарелло и встречающиеся, главным образом, в ранних источниках, существенно отличаются от традиционного типа этого танца.
Танец включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. С XVI в. близок гальярде. Иногда сальтарелло объединялся в паре с 2-дольными пассамеццо, бассаданцой или паваной, контрастными ему по темпу, но родственными по мелодико-гармонической основе.
В XVII—XVIII веках сальтарелло как бытовой танец выходит из употребления, но в качестве одного из разделов часто используется в старинной инструментальной сюите и камерной сонате. В конце XVIII века, после двух веков забвения, сальтарелло как простонародный танец возрождается сначала в Риме, затем в др. регионах Италии.
Мореска
МОРЕСКА (итал. — мавританская) — танец XIII—XVI веков, воспроизводящий битву между христианами и маврами (IX—XV вв.). Мавританская пляска была одним из старинных и самых распространенных танцев средневековья. Была популярна во многих странах Европы: в Испании она называлась мориска, во Франции — мореска, в Англии — моррис данс, в Германии — морентанц или морискентанц.
Танец походил на сальтарелло и жигу. Но фигуры морески были разнообразны и предусматривали импровизацию: исполнители вводили любые движения, переходы и позировки, состязались в буффонных выходках. Стараясь остаться неузнанными, они мазали лицо мукой или сажей, выворачивали одежду наизнанку. Со временем к танцовщикам прибавились певцы, пояснявшие сюжет.
Сюжетность морески предполагала элементы сценической игры и танца, впоследствии названного фигурным. Среди участников был мавр с вычерненным лицом, в золоченом тюрбане, в кирасе, с деревянным мечом и щитом, с привязанными к ногам колокольчиками. Под звуки дудки и барабана этот многовековой враг Европы плясал в "восточном стиле". Затем его окружали противники, вооруженные подобным же образом, и начиналась битва; она неизменно кончалась победой над мавром. В конце танцовщики составляли из мечей сплошную поверхность и, подняв на нее мавра, высоко подбрасывали его в воздух. Со временем характеристика мавра получала все более шутовской, буффонный оттенок.
В эпоху Возрождения мореска, оставаясь одним из самых популярных танцев, становится принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра. Там она утратила свои исконные приметы народной игры, сохранив, однако, маску мавра, и постепенно превратилась в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. В XVII в. термином мореска обозначался балет или танец-пантомима в опере (К. Монтеверди ввел мореску в финал оперы «Орфей» — 1607).
См. также в нашей библиотеке:
— Королевская мориска из "Фитцвильямовой вирджинальной книги" (65,6 КБ)
См. также в нашей фонотеке:
— Мореска (фрагмент) (время звучания - 0,16 мин., объем - 254 КБ, исполнитель неизвестен)
Еще больше иллюстраций в ГАЛЕРЕЕ BALLETMUSIC
Танцевальная музыка
Танцевальные жанры древних веков и античности
Танцевальные жанры эпохи Возрождения
Танцевальные жанры XVII-XVIII веков
Танцевальные жанры XIX века
Танцевальные жанры XX века
Начало
Главная
|